Выполнила студентка 2-го курса, гр. ПВ-163, Сергеева Анна
Понятие, предмет и метод административно-деликтного права. АДП – совокупность правовых норм, определяющих сущность административного правонарушения и меры административной ответственности, а также явления, связанные с данными положениями. Обычные АД отношения Предупредительные АД отношения Фактические (конфликтные) АД отношения соблюдение вступившей в юридическую силу административно-деликтной нормы (НПА, содержащего АД нормы) применение административно-правовых мер принуждения в целях недопущения нарушения АД запретов складываются лишь в момент применения АД норм при их нарушении Ø таможенный досмотр Ø проверка документов
Место административно-деликтного права в системе права. Соотношения АДП с другими отраслями права: АДП как и любая другая отрасль права строится на основных принципах конституционного права; - нормы административно- деликтного законодательства должны не противоречить Конституции 1 Соотношение конституционного и административного права: 2 Соотношение уголовного и АДП: граница между преступлением и административным правонарушением заключается в степени общественной опасности правонарушения (преступлениями признаются общественно опасные деяния, а административными правонарушениями общественно вредные деяния); отдельные составы правонарушений признаются преступлениями только при наличии административной преюдиции
Особенности правового регулирования административно-деликтных отношений Правовые отношения складываются между людьми, являющимися субъектами (сторонами, участниками) этих отношений. Юридической основой правового отношения являются правовые нормы, применение которых приводит к возникновению правосубъектности, а реализация последней к осуществлению правоотношения. Юридические факты изданные нормативные акты, совершившиеся действия или события предшествуют образованию и правосубъектности, и материального правоотношения, а также возникновению правового процессуального отношения.
Система и источники АДП Источники административно деликтного права На основании ч.2 ст.1.1 Кодекса об административных правонарушениях, можно сделать вывод о том, что Кодекс является единственным источником данной отрасли. Нормы иных законодательных актов (законов, декретов, указов), предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП. До включения в Кодекс они являются источниками отрасли. В соответствии с ч.3. ст.1.1. КоАП, Кодекс основывается на Конституции и общепризнанных принципах международного права Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь является КРБОАП. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом.
Действие КоАП в пространстве во времени и по кругу лиц В пространстве. Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, совершившее административное правонарушение: на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь, или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения, а также на территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.
Во времени. 1) устраняющий противоправность деяния, 2) смягчающий ответственность физического лица, совершившего административное правонарушение, 3) отменяющий ответственность физического лица, совершившего административное правонарушение. Противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Закон имеет обратную силу: Закон не имеет обратной силы: 1) устанавливающий противоправность деяния, 2) усиливающий ответственность, 3) иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица.
По кругу лиц Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений; б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут административной ответственности; в) некоторые нормативно-правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан, которые находятся за ее пределами. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно- правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
Структура Гипотеза – часть нормы права, в которой содержатся указания на условия (обстоятельства) при наличии (наступлении) которых эта норма должна действовать. Диспозиция – часть нормы права, в которой излагается само правило поведения, права и обязанности субъектов, регулируемых нормой отношений, в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой (часть нормы права, в которой называются или описываются признаки состава административного правонарушения). Санкция – часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за нарушение правила поведения (диспозиции).
Существуют следующие виды диспозиций: - простая; - ссылочная; - описательная; - бланкетная; - с альтернативными действиями; - смешанная.
Существуют следующие виды санкций: абсолютно- определенная; альтернативная. относительно- определенная;
Спасибо за внимание!