Учитель математики МОУ СОШ 31 г. Иркутска Максимова Татьяна Вячеславовна
ЕСЛИ МАТЕМАТИКУ ПОНИМАЕШЬ – ТО ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО, ЕСЛИ НЕ ПОНИМАЕШЬ, ТО ТОЖЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. ВЫБИРАЕМ: КАКОЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО НАМ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ.
Давайте ответим на вопросы: Почему в среднем звене школы некоторые учащиеся неожиданно начинают хуже успевать? Почему у некоторых старательных детей пропадает неожиданно интерес к учебе? Почему в седьмом классе происходит у одних учащихся улучшение в учебе, а у других наоборот ухудшение?
Мои выводы: Учиться надо уметь. Учить надо так, чтобы при минимальных затратах получать максимальную отдачу. Для этого можно использовать ассоциативную память.
МАТЕМАТИКА – ЭТО ХОРОШАЯ ИГРУШКА. ТОЛЬКО НАДО ЗНАТЬ, КАК В НЕЁ ИГРАТЬ. МАТЕМАТИКА – ЭТО ХОРОШАЯ ИГРУШКА. ТОЛЬКО НАДО ЗНАТЬ, КАК В НЕЁ ИГРАТЬ.
или как облегчить себе и ученикам жизнь или как облегчить себе и ученикам жизнь
С В А а c b Дан прямоугольный треугольник АВС: Угол С = 90 0, сторона, противолежащая углу С обозначается с, сторона, противолежащая углу А обозначается а, сторона, противолежащая углу В обозначается b.
С В А а c b Итак, первое определение: Синусом угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе. Возьмём угол В: sinB= b c
С В А а c b Косинусом угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к гипотенузе. Возьмём угол В: cosВ= a c Хороший ученик выучит данные определения на некоторое время, а для кого-то эти определения останутся пустым звуком… Что же делать?
С В А а c b Играем: Синус ассоциируем со словом СМОТРИТ Синус. Что делает? Смотрит. Куда? На противолежащий катет. Относится к чему? К самой большой стороне – к гипотенузе. Возьмём угол А: sinA= a c
С В А а c b Играем: Косинус ассоциируем со словом КОСИТСЯ Косинус. Что делает? Косится. Куда? На прилежащий катет. Относится к чему? К самой большой стороне – к гипотенузе. Возьмём угол А: cosA= b c
С В А а c b Играем: Возьмём угол А: tgA= a b Тангенс – это отношение синуса к косинусу (здесь можно нарушить грамотность речи – оно того стоит) Тангенс= смотрит косится на
Как легко запомнить таблицу значений тригонометрических отношений основных углов в прямоугольном треугольнике? Для этого надо знать школьный анекдот про Незнайку. Итак, Незнайке задали во втором классе заполнить ответы к таблице умножения на 9.
1 x 9 = 2 x 9 = 3 x 9 = 4 x 9 = 5 x 9 = 6 x 9 = 7 x 9 = 8 x 9 = 9 x 9 = 10 x 9 = Посмотрел Незнайка на таблицу и сказал: - Я знаю два ответа: первый и последний…
1 x 9 = 9 2 x 9 = 3 x 9 = 4 x 9 = 5 x 9 = 6 x 9 = 7 x 9 = 8 x 9 = 9 x 9 = 10 x 9 = 90 1 x 9 = 9 2 x 9 = 1 3 x 9 = 2 4 x 9 = 3 5 x 9 = 4 6 x 9 = 5 7 x 9 = 6 8 x 9 = 7 9 x 9 = 8 10 x 9 = 90 Вписал Незнайка свои ответы и решил посчитать сколько же примеров он не знал. И посчитал…
1 x 9 = 9 2 x 9 = 18 3 x 9 = 27 4 x 9 = 36 5 x 9 = 45 6 x 9 = 54 7 x 9 = 63 8 x 9 = 72 9 x 9 = x 9 = 90 Что-то много я не знаю, - подумал Незнайка и решил пересчитать в обратном порядке 1 x 9 = 9 2 x 9 = 1 3 x 9 = 2 4 x 9 = 3 5 x 9 = 4 6 x 9 = 5 7 x 9 = 6 8 x 9 = 7 9 x 9 = 8 10 x 9 = 90 Этот принцип лежит в основе запоминания значений тригонометрических отношений в прямоугольном треугольнике для основных углов
sin cos tg В восьмом классе Незнайка заполнил «–» (минусами) всё, что он не знал
sin cos tg Потом дорисовал «2», приговаривая: - Всё равно два…
sin cos tg Потом посчитал в первой строке в одну сторону, а во второй – в другую сторону, что он не знает…
sin cos tg Затем пририсовал значок, который где-то видел…
sin cos tg Здесь вспоминаем, что «тангенс – это синус на косинус» и то, что знаменатели сократятся, т. к. они одинаковы… =1
Таблица готова. А как насчёт единичной окружности в тригонометрии? Это же спасательный круг! Спасайся, кто может! sin cos tg
Ориентироваться по окружности гораздо проще и легче, чем запоминать и выучивать многие вещи x y Sin смотрим на OY Cos смотрим на OX
Неважно в какую четверть мы попадаем. Самое главное – как мы срабатываем… x y Sin смотрим на OY Cos смотрим на OX Делаем вывод: Учиться можно легко и весело. Делаем вывод: Учиться можно легко и весело.
Рассказ учителя, т.е. живое общение, мел и тряпка – незаменимые объекты обучения. И все технические средства не могут передать всех творческих аспектов общения и обучения. Презентация подготовлена к докладу: «Ассоциативные методы развития памяти на примере изучения темы «Тригонометрия»» Учитель МОУ СОШ 31 г. Иркутска Максимова Татьяна Вячеславовна 2009 год