ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 января 2012 г. 340-З О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (8 гл.,43 ст.) Гигиенический норматив – технический нормативный правовой акт, устанавливающий допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека;
Государственный санитарный надзор – комплекс мероприятий по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения, направленных на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
Санитарно-карантинный контроль – вид контроля, осуществляемого в отношении физических лиц, транспортных средств и продукции, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях, в целях предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
Санитарно-противоэпидемические мероприятия – организационные, профилактические и иные мероприятия, направленные на оценку риска неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания, устранение или уменьшение такого воздействия, предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию;
Санитарно-эпидемиологический аудит – независимая оценка соблюдения организациями или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и выдача рекомендаций по улучшению их деятельности; Социально-гигиенический мониторинг – система сбора, анализа и оценки информации о состоянии жизни и здоровья населения в зависимости от качества среды обитания человека;
Санитарно-эпидемиологическая обстановка – состояние здоровья населения, факторов среды обитания человека на определенной территории в конкретный период времени; Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
Санитарные нормы и правила – технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
Статья 5. Государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Государственное регулирование в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, иными республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их полномочий.
Статья 8. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь, иных республиканских органов государственного управления в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения: проводит единую государственную политику; организует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществляет государственное санитарно- эпидемиологическое нормирование;
организует проведение государственного санитарного надзора; организует проведение профилактических прививок; координирует реализацию медико-санитарных мер, предусмотренных Международными медико-санитарными правилами; согласовывает проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности и безвредности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья населения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем (ст.11): реализации государственной и региональных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; предупреждения распространения заболеваний с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноза ее изменения; проведения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, санитарно- противоэпидемических мероприятий;
соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; подтверждения соответствия факторов среды обитания человека требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе требованиям безопасности и безвредности для организма человека, а также использования и (или) разработки и утверждения соответствующих методов (методик) определения указанных факторов; государственной санитарно-гигиенической экспертизы;
государственной регистрации; социально-гигиенического мониторинга; санитарно-эпидемиологического аудита; производственного контроля; использования достижений науки в изучении состояния здоровья населения, среды обитания человека; предоставления информации о санитарно- эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарно- противоэпидемических мероприятиях; проведения мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию населения; формирования здорового образа жизни.
Статья 12. Государственная и региональные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Государственной программой предусматриваются мероприятия по: предупреждению, уменьшению и устранению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на здоровье населения; повышению эффективности профилактических прививок; информированию населения о профилактике инфекционных заболеваний;
предотвращению заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации; обеспечению сбалансированного и рационального питания населения; повышению качества, безопасности и безвредности продовольственного сырья, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними; иные мероприятия по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Статья 13. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы являются частью законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, используемые при осуществлении строительной деятельности, утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке населенных пунктов; проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, к благоустройству объектов строительства и вводу в эксплуатацию объектов строительства; расширению или увеличению мощности, вводу в эксплуатацию и содержанию производственных объектов; содержанию и эксплуатации оборудования; выбору и предоставлению земельных участков; содержанию и эксплуатации жилых и нежилых помещений;
содержанию и эксплуатации транспортных средств; продукции, технологиям ее производства, обращению продукции, в том числе продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения; водным объектам, питьевому водоснабжению, водопользованию для хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, местам водопользования; атмосферному воздуху населенных пунктов, мест массового отдыха населения, воздуху рабочей зоны, воздуху жилых, производственных и иных помещений;
почвам, содержанию территориальных зон населенных пунктов; обращению с отходами производства и потребления; условиям труда работающих; организации и выполнению работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь; организации и проведению мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организации образовательного процесса; гигиеническому обучению и воспитанию; обеспечению радиационной, химической, биологической безопасности, в том числе к применению химических веществ, ядов, биологических средств и материалов и условиям работы с ними; обеспечению безопасности и безвредности воздействия неионизирующих излучений и других физических факторов;
техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, технологической документации на продукцию, представляющую потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, а также на работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
организации и выполнению работ и оказанию услуг, включающих разработку, испытание, изготовление, производство, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, оборудования, материалов, содержание и эксплуатацию объектов дезинфекционной деятельности, а также к контролю эффективности, безопасности и безвредности таких работ и услуг;
условиям проведения стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения; организации и проведению санитарно- противоэпидемических мероприятий; проведению профилактических прививок; проведению обязательных медицинских осмотров; хранению и переработке сырья; водоснабжению, водоотведению, микроклимату, освещению и вентиляции; условиям перевозки и хранения ядовитых веществ; условиям перевозки пассажиров; осуществлению производственного контроля.
Статья 15. Государственное санитарно- эпидемиологическое нормирование Включает в себя: разработку, экспертизу, утверждение, распространение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов; регистрацию, систематизацию санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, требования к их составлению и оформлению; разработку единых методических подходов и методик исследовательских работ по научному обоснованию санитарных норм и правил, гигиенических нормативов;
использование и (или) разработку и утверждение соответствующих методов (методик) определения факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать неблагоприятное воздействие на организм человека; контроль за проведением научных разработок в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и их экспертизу; контроль за внедрением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, изучение и обобщение практики их применения; создание и ведение информационной базы данных и фонда санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, использование информационных ресурсов в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Статья 16. Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза Проводится в целях: комплексной оценки воздействия факторов среды обитания человека на санитарно-эпидемиологическую обстановку, жизнь и здоровье населения; исследования причин и условий возникновения инфекционных заболеваний; оценки соответствия принимаемых решений в процессе хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения; предотвращения неблагоприятного воздействия объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, на жизнь и здоровье населения.
Объектами, подлежащими государственной санитарно- гигиенической экспертизе, являются: проекты санитарно-защитных зон ядерных установок и (или) пунктов хранения, санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду и определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения; проектная документация на реконструкцию, в том числе модернизацию, капитальный ремонт, при которых осуществляются расширение или увеличение мощности, а также изменение целевого назначения объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
объекты социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры; проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (за исключением проектов технических нормативных правовых актов, в том числе технических регламентов, регулирующих обращение лекарственных средств, стандартов организаций), технологической документации (за исключением технологической документации, разработанной на продукцию собственного производства организаций общественного питания, и технологической документации, не включающей процессы производства продукции);
продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации): сроки годности, хранения и условия хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающиеся от установленных в технических правовых актах в области технического нормирования и стандартизации; работы и услуги, предоставляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь; условия труда работающих.
Статья 18. Государственная регистрация Государственная регистрация проводится в целях оценки соответствия продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, условий ее обращения требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также в целях предотвращения неблагоприятного воздействия этой продукции на жизнь и здоровье населения при ее обращении. Государственную регистрацию проводят органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, по заявлениям организаций и индивидуальных предпринимателей.
По результатам государственной регистрации выдается свидетельство о государственной регистрации. Финансирование работ по проведению государственной регистрации осуществляется за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено актами законодательства. Порядок и условия проведения государственной регистрации определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 21. Гигиеническое обучение и воспитание Гигиеническое обучение и воспитание направлены на овладение знаниями, умениями и навыками в области гигиены, здорового образа жизни, охраны здоровья и осуществляются в целях профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Гигиеническое обучение и воспитание должны осуществляться при получении дошкольного, общего среднего, специального образования, а также перед допуском к работе, при повышении квалификации и переподготовке физических лиц, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Статья 22. Санитарно-противоэпидемические мероприятия Включают в себя: санитарную охрану территории Республики Беларусь; проведение профилактических прививок; дезинфекционные мероприятия; обязательные медицинские осмотры; иные мероприятия.
Статья 23. Санитарная охрана территории Республики Беларусь Обеспечивается путем: осуществления санитарно-карантинного контроля; проведения комплекса административных, санитарно- противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию;
обеспечения постоянной готовности государственных органов, организаций здравоохранения и иных организаций к проведению комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных заболеваний; проведения мониторинга возбудителей инфекционных заболеваний; введения (отмены) ограничительных мероприятий; осуществления международного сотрудничества в области санитарной охраны территорий.
Статья 24. Проведение профилактических прививок Профилактические прививки проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации. Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям. Национальный календарь профилактических прививок определяет порядок и сроки проведения профилактических прививок, а также группы физических лиц, подлежащих профилактическим прививкам. Национальный календарь профилактических прививок, перечень профилактических прививок по эпидемическим показаниям, порядок и сроки их проведения определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Статья 25. Дезинфекционные мероприятия В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации проводятся следующие дезинфекционные мероприятия: плановые; по эпидемическим показаниям; в соответствии с предписаниями органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Статья 26. Обязательные медицинские осмотры Обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении: некоторых категорий работающих; доноров крови и (или) ее компонентов, доноров половых клеток, живых доноров органов и (или) тканей человека (далее – доноры).
Статья 27. Права граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Имеют право на: благоприятную среду обитания; предупреждение причинения вреда их жизни и здоровью; возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, а также убытков, причиненных их имуществу в результате нарушения организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
получение полной, достоверной и своевременной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания человека, проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях, качестве, безопасности и безвредности продукции, потенциальной опасности для жизни и здоровья населения выполняемых работ и оказываемых услуг, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах; обжалование действий (бездействия) органов и учреждений (их должностных лиц), осуществляющих государственный санитарный надзор, в порядке, установленном актами законодательства; реализацию иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 28. Обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Обязаны: соблюдать законодательство в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения; проводить или участвовать в проведении санитарно- противоэпидемических мероприятий; выполнять предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор; заботиться о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей; исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Государственный санитарный надзор включает в себя проведение (ст.32): государственной санитарно-гигиенической экспертизы; государственной регистрации; социально-гигиенического мониторинга; санитарно-противоэпидемических мероприятий; проверок организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, по вопросам соблюдения ими законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – проведение проверок).
Статья 37. Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия Заместитель Министра здравоохранения – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах имеют право в установленном порядке: предъявлять к физическим лицам требования о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий, об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
вносить в соответствующие государственные органы предложения по вопросам соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по проектам планов экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья и среды обитания человека, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; вносить на рассмотрение государственных органов, иных организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предложения и представлять заключения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
получать бесплатно от организаций, индивидуальных предпринимателей сведения и документы, необходимые для исполнения обязанностей, возложенных на органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор; предъявлять к организациям и физическим лицам, в том числе к индивидуальным предпринимателям, требования о возмещении вреда, причиненного ими в результате нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также о возмещении дополнительно понесенных органами и организациями здравоохранения расходов на проведение санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий при возникновении профессиональных или массовых заболеваний людей;
вносить предложения в соответствующие государственные органы о введении (отмене) на отдельных территориях ограничительных мероприятий; определять виды профилактических прививок, проводимых по эпидемическим показаниям, сроки их проведения и подлежащие профилактическим прививкам группы физических лиц; принимать решение о необходимости проведения медицинского обследования и медицинского наблюдения за физическими лицами, контактировавшими с физическими лицами, имеющими инфекционные заболевания, и которые могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты;
принимать решение о необходимости оказания принудительной медицинской помощи в стационарных условиях физическим лицам, имеющим инфекционные заболевания, включенные в перечень опасных заболеваний, и физическим лицам с подозрением на такие заболевания; давать организациям, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, санитарно- гигиенические заключения; осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Структура санитарно- эпидемиологической службы Санитарную службу возглавляет главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, зам. Министра здравоохранения. Главному государственному санитарному врачу подчиняются главные санитарные врачи областных городских и районных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭиОЗ).
С 2002 г. основным учреждением санитарно- эпидемической службы является ЦГЭиОЗ. Кроме ЦГЭ в республике функционируют: Ведомственные санитарные учреждения. Дезинфекционные станции. Санитарно-контрольные пункты. Белорусский научно-практический центр (БНПЦ) эпидемиологии и микробиологии. БНПЦ санитарии и гигиены, кафедры гигиенического и эпидемиологического профиля медицинских институтов.
Категории ЦГЭ и ОЗ зависят от численности населения проживающего в зоне обслуживания. Соответственно категориям устанавливаются штаты и структура ЦГЭиОЗ.
Основные функции ЦГЭ: Изучение основных вопросов хозяйственного строительства и санитарного состояния региона. Изучение и мониторинг общественного здоровья. Систематические санитарно-гигиенические исследования воды, воздуха, почвы и продуктов массового потребления. Предупредительный санитарный надзор при строительстве объектов местного значения. Текущий санитарный надзор. Проведение противоэпидемических мероприятий. Обеспечение радиационной безопасности. Профилактика СПИД И ВИЧ. Медико-гигиеническое обучение и воспитание населения
Структура ЦГЭ Областной ЦГЭ :- организационно-методический отдел - санитарно-гигиенический отдел - эпидемиологический отдел - дезинфекционный отдел - радиологический отдел - отдел особо опасных инфекций Городской ЦГЭ:- санитарно-гигиенический отдел - эпидемиологический отдел - дезинфекционный отдел Районный ЦГЭ:- санитарно-гигиенический отдел с лабораторией - эпидемический отдел с бактериологической лабораторией. В 2002 г. в структуру ЦГЭ включены отделы общественного здоровья (реорганизованные центры здоровья) и отдел профилактики СПИД (реорганизованный профильный центр).
В состав эпидемиологического отдела входят: противоэпидемическое отделение; паразитологическая группа; кабинет анирабических прививок; бактериологическая лаборатория. Могут входить: отделение по борьбе с кишечными инфекциями; отделение профилактики СПИД; отделение больничной гигиены; социально-гигиенического мониторинга.
В состав санитарно-гигиенического отдела входят отделения соответственно отраслям санитарной деятельности: коммунальная гигиена; гигиены труда и промышленной санитарии; гигиены питания; гигиены детей и подростков; санитарно-гигиеническая лаборатория.
Дезинфекционный отдел: отделение эвакуации и очаговой дезинфекции; отделение камерной дезинфекции и санитарной обработки. Могут быть: –отделения профилактической дезинсекции, дезинфекции и дератизации, вирусологическая лаборатория.
Отрасли санитарной и эпидемиологической деятельности Жилищно-коммунальная санитария. Планировка и строительство населенных мест. Санитарное благоустройство городов, поселков, сел (т.е. водоснабжение, канализация, очистка, озеленение). Санитарная охрана воздуха, водоснабжения, почвы, жилищ, общественных зданий. Контроль за состоянием здоровья работающих коммунальных предприятий.
Пищевая санитария. Осуществляет контроль в: пищевой промышленности. общественном питании. Осуществляет контроль за: транспортировкой, хранением и продажей пищевых продуктов. применением ядохимикатов в сельском хозяйстве. состоянием здоровья работающих на пищевых объектах. Проводит: анализ желудочно-кишечных заболеваний, пищевых бактериотоксикозов, токсикоинфекций; осуществление мер профилактики.
Промышленная санитария. Осуществляет контроль за: промышленным строительством, производственным оборудованием и технологическими процессами. соблюдением гигиенических нормативов и санитарного законодательства на действующих предприятиях. Проводит: анализ заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности трудящихся промышленных предприятий, разработку мер профилактики. борьбу с профессиональными вредностями и производственным травматизмом.
Школьная санитария. Осуществляет контроль за: строительством и оборудованием дошкольных учреждений и школ. соблюдением гигиенических нормативов в школах, яслях- садах. гигиеной педагогического процесса, психиатрического и физического воспитания. организует массовое оздоровление детей в яслях-садах и школьников.
Противоэпидемическое дело. санитарной охраной территории РБ от завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний. изучением эпидемической подготовки в районе деятельности. предупреждением возникновения и распространения инфекционных заболеваний, ликвидация возникающих вспышек. организацией противоэпидемической работы на участке и контролем за противоэпидемической деятельностью лечащих врачей. распространением эпидемических сведений и гигиенических знаний среди населения.
Предупредительный санитарный надзор осуществляется в отношении новых объектов промышленного, жилищно-куммунального и культурно- бытового строительства, при реконструкции, изменении профиля и технологии производственного процесса.
Предупредительный санитарный надзор предусматривает: экспертизу проектной документации при строительстве; расширении, реконструкции, переоборудовании действующих предприятий, зданий, коммунальных сооружений, экспертизу генеральных планов городов, поселков и других населенных пунктов. надзор за строительством, (санитарный контроль за ходом строительства в соответствии с утвержденным проектом). санитарный врач участвует в государственных комиссиях при вводе в эксплуатацию жилых домов, зданий промышленности, культурно-бытового назначения, (без согласия представителя санитарно-эпидемической службы, эксплуатация объектов запрещена).
экспертизу нормативно-технической документации (стандартов, технических условий, рецептуры и т.д.) на сырье, продукцию, технологические процессы, оборудование, материалы, вещества, изделия, в том числе продукты питания и медицинские биологические препараты. предупредительный надзор предусматривает охрану атмосферного воздуха, воды, почвы и включает учет всех промышленных и бытовых источников загрязнения; лабораторный контроль за их санитарным состоянием.
Текущий санитарный надзор – представляет собой систематическое наблюдение за уже существующими объектами с целью обеспечения соблюдения утвержденных санитарно-гигиенических норм и правил.Санитарные врачи используют для этих целей рейдовые обследования объектов, санитарно- гигиеническое описание, как отдельных объектов, так и регионов.
Текущий санитарный надзор предполагает: Изучение санитарно-гигиенических условий труда. Гигиеническая оценка производственной среды. Лабораторный контроль. Наблюдение за состоянием объектов. Обнаружение и установление санитарных вредностей. Изучение заболеваемости и травматизма. Организация профилактических осмотров. Контроль за соблюдением санитарного законодательства в отношении работы женщин и подростков. Контроль физического развития детей и подростков. Контроль гигиенических условий обучения, режима дня школьников и детей в других учреждениях.
Контроль состояния воздушной среды, водоемов, почвы. Наблюдение за состоянием здоровья населения. Организация санитарно-просветительной работы и санитарно-технического обучения. Применение санкций (дисциплинарные взыскания, штрафы, изъятие продуктов, приостановка работы объекта цеха, отстранение от работы…) Соблюдение санитарно-гигиенических норм при производстве, транспортировке, хранении и реализации пищевых продуктов. Организация рационального питания населения. Контроль оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом. Организация мероприятий по оздоровлению.
Взаимосвязь ЦГЭ с ЛПУ и другими организациями ЦГЭ контролируют санитарное состояние, обеспечение противоэпидемического режима работы всех ЛПУ (поликлиник, диспансеров, больниц, МСЧ, ФАПов и т.д.). ЦГЭ отслеживает проведение вех мероприятий по выявлению инфекционных больных, по их госпитализации, диспансеризации, изоляции; полноту охвата профилактическими прививками; осуществляют методическое руководство медицинским персоналом с целью обеспечения своевременной диагностики инфекционных больных.
ЦГЭ взаимодействует: Чрезвычайные противоэпидемические комиссии при исполкомах. Государственные комитеты по строительству и архитектуре. Межведомственные комиссии, санитарно- технологические советы. Общества Красного Креста. Общества охраны природы. Торговые инспекции по качеству. Ветеринарные инспекции. Профсоюзные организации. Технические инспекции по охране труда. Органы прокуратуры и милиции. ЛПУ и ведомственная санитарно-эпидемиологическая служба.
Качественные показателя деятельности ЦГЭ Укомплектованность штатов в %. Удельный вес отклоненных проектов строительства в %. Полнота охвата наблюдениями строящихся объектов. Кратность обследования строящихся и наблюдаемых объектов. Частота отравлений и профессиональных заболеваний в %. Из общего числа заболевших инфекционным заболеванием, выявлены источники заражения в %.