«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» Джованни Лоренцо Бернини
Джованни(Джа н) Лоренцо Бернини ( ) Итальянский архитектор и скульптор. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Кроме того, он был художником и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Также он уделял время созданию декоративных предметов, таких как лампы, столы, зеркала, и даже кареты.
Архитектура Творения Бернини в области архитектуры включают в себя церковные и светские сооружения, а также работы по городскому благоустройству. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Наиболее известные его работы это колоннада перед собором Святого Петра, внутреннее убранство собора и площадь Святого Петра. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г; палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г); и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи- Одескальки, начато в 1664 г).
Площадь Святого Петра Площадь Святого Петра в Ватикане раскинулась в виде двух полукружий перед одной из главных католических святынь собором Святого Петра. Она была сооружена в середине 17 века по проекту Джованни Бернини. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа Св. Петра». Посередине египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.
Кафедра Святого Петра Скульптурная композиция в алтарном пространстве собора Святого Петра в Ватикане - кафедра Святого Петра находится в апсиде собора Святого Петра и венчает её главный неф. Созданная из позолоченной бронзы кафедра, считается одним из главным шедевров Джованни Лоренцо Бернини. Кафедра освещена витражным окном, расположенным над ним, в его центре изображён голубь, парящих в лучах Солнца символ Святого Духа. Интересно, что размах крыльев голубя, который кажется зрителю относительно небольшим, составляет около 3 метров. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
Трон окружён фигурами ангелов и поддерживается статуями четырёх великих Учителей Церкви, которыми являются Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий.
Фонтаны Среди творений Бернини необходимо упомянуть его фонтаны, такие как фонтан Тритона и фонтан Пчёл. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навонаэто шедевр зрелищности и политической аллегории. Часто можно услышать историю, о том, что Бернини специально изваял одного из речных богов неодобрительно взирающим на близ расположенную церковь Сант-Аньезе-ин- Агоне, фасад которой был спроектирован Франческо Борромини, извечным соперником Бернини. Это, разумеется, ошибочно, фонтан был построен за несколько лет до окончания работ над фасадом.
Фонтан Четырех рек В 1644 г. папа из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. (На самом деле обелиск псевдо египетский, создан при Домициане). Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана.
Фонтан Тритона В историческом центре Рима на площади Барберини (Piazza Barberini) расположен фонтан Тритона, созданный в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо, в честь которого и названа площадь.
Скульптуры Аполлон и Дафна Мраморная скульптура в стиле барокко, выполненная в годах, находится в Галерее Боргезе в Риме. Сюжет основывается на одном из рассказов, включенных в «Метаморфозы» Оведия. Скульптор запечатлел итог мифологической погони бога солнца Аполлона за прекрасной нимфой Дафной. Настигаемая Аполлоном Дафна просит помощи у богов и начинает превращаться в лавр. Мы видим героев в тот самый миг, когда Аполлон практически настиг беглянку, но пальцы рук Дафны уже превращаются в ветви, а ноги в корни лавра.
Похищение Прозерпины Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Находится в римской Галерее Боргезе. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем.
Экстаз Блаженной Людовики Альбертони Последняя работа 71-летнего Джованни Лоренцо Бернини, созданная им в 1674 году по заказу кардинала Paluzzi degli Albertoni – статуя, посвященная Людовике Альбертони, почитаемой в Риме как блаженная. Находится статуя в капелле Палуцци-Альбертони в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа.