Настольные игры Древнего Египта
Настольные игры регулярно упоминаются в древнеегипетских текстах, а изображения их встречаются на стенах гробниц. На картинке виден сам Мечечи, он сидит за столом для игры и держит в руках фишку, готовясь переставить её на поле. Судя по всему, он играет в сент. Смысл игры прорваться через препятствия, пройти всё поле и выйти с «той стороны» настолько хорошо накладывается на видение древними египтянами загробного мира, что это объясняет наличие в гробницах не только изображений, но и самих игр.
сент Древние египтяне очень любили Сенет, изображения игры встречаются на многочисленных табличках, рисунках и папирусах. Ей уделяли время и простолюдины, и цари. Люди уже тогда были азартны, играли на деньги, на интерес, а также ради гадательной практики.
Сенет упоминается в главе 17 Книги Мёртвых и других религиозных текстах Нового царства, а на фреске из гробницы Нефертари (не путать с Нефертити) царица играет с невидимыми силами потустороннего мира; доска отождествляется с путём её души, и победа означает счастливое преодоление ею всех опасностей и новую жизнь.
сент Точные правила игры в сент не сохранились, но в двух словах правила таковы: играют два человека на поле 3×10 клеточек, у каждого игрока по 5 фишек. Исторически фишки были цилиндрической формы (на фотографии слева образцы из бивней гиппопотама, примерно 3000 год до нашей эры), но в какой-то момент перешли на «конусы» против «бобин» (на фотографии справа фаянсовые фишки примерно 600 года до нашей эры):
сент Цель игры провести свои фишки до конца поля быстрее, чем это сделает соперник. Ход определяется броском четырёх палочек: считается только сторона, которой упала палочка (то есть, этот генератор случайных чисел эквивалентен броску соответствующего числа монеток (кость, годы до нашей эры). По ходу игры можно «есть» чужие фишки (правила примерно как в нардах, где существуют «защитные» конфигурации, при которых фишки нельзя съесть), на самом поле есть специальные клеточки с разными египетскими богами, добавляющие или изменяющие правила игры.
Игра «Змея» игровое поле представляет собой закрученную по спирали змею с клеточками по всему телу. У каждого игрока были одновременно шарики (их нужно было продвигать по телу змеи) и фишками в форме льва (львы могли перегородить несколько клеточек, они блокировали или ели шарики соперника). Львы годы до нашей эры, слоновая кость
Собаки и шакалы Собаки и шакалы. На поле из 58 дыр играют двое (на самом деле, это два независимых поля по 29 дыр для каждого игрока), друг друга есть нельзя, зато на поле есть некоторое количество клеточек с бонусами (клеточки 15 и 25 дополнительный ход) и моллюсками (клеточки 10 и 20 вернитесь назад)
«20 клеточек» это тоже игра- ходилка наподобие нард, появилась она в Египте во времена Новой империи, скорее всего из Ближнего Востока. В отличие от сента, у «20 клеточек» не было какого-то сакрального смысла, да и правила у неё были попроще, поэтому до нас дошли и такие вот самопальные варианты ( годы до нашей эры)
коробка с играми Именмеса, 1300 год до нашей эры. Обратите внимание, эта коробка прообраз современных «шашки-шахматы-нарды в одном наборе». На нижней стороне коробки (она видна в зеркало) находится поле для сента, а на верхней поле для игры в 20 клеточек. Комплекты «2 в одном» были достаточно популярны в Древнем Египте, причём именно с этими двумя играми.
Презентация создана по материалам цикла «Диванная Египтология» И блога Дмитрия Скирюка, где описаны история и правила этих и многих других настольных игр html University of Useless Knowledge