Нормативные документы, регламентирующие применение профессионального стандарта «Педагог» Зайцева Кристина Сергеевна, преподаватель кафедры управления и экономики образования
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от N 295) Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере образования, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере образования - реализация целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур оценки квалификации и аттестации педагогов, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога
"Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций" (утв. Правительством РФ N 3241 п- П8) Подпрограмма 1. Внедрение профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) " Цель: обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - профессиональный стандарт педагога).
"Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций" (утв. Правительством РФ N 3241 п-П8) Задачи подпрограммы: - организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; - формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.
"Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций" (утв. Правительством РФ N 3241 п-П8) Основные мероприятия подпрограммы: - разработка и апробация программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога ( г); - проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога ( г); - разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе профессионального стандарта педагога ( г); - разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога (для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления) ( г);
"Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций" (утв. Правительством РФ N 3241 п-П8) - формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога ( г); - разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации ( г); - разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога ( г); - обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога ( г).
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от N 197-ФЗ Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от N 197-ФЗ Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС работ и профессий рабочих, ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей "Порядок применения профессиональных стандартов " с 1 июля 2016 г.!!! характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Трудовой кодекс Российской Федерации Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Трудовой кодекс Российской Федерации Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.
Указ Президента РФ от N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов; г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;
Распоряжение Правительства РФ от N 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на годы» Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально- общественной экспертизе и применению на годы
Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (Приказ Минтруда России от N 170 н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта"), макетом профессионального стандарта (Приказ Минтруда России от N 147 н "Об утверждении Макета профессионального стандарта") и уровнями квалификаций (Приказ Минтруда России от N 148 н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов").
Федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Письмо Минобрнауки России от N "О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования"
Приказ Минтруда России 544 н от г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Использование профессионального стандарта педагога Работод атель Аттестация работника Заключение трудовых договоров Разработка должностных инструкций Педагог Самодиагностика профессиональных затруднений Выбор темы для самообразования Проектирование программы ПК потребит ель Единые требования к педагогам Понимание сути работы педагога Подгото вка и ПК Проектирование программы подготовки и/или повышения квалификации
Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе; трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции; трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача; региональное дополнение к профессиональному стандарту – документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте;
1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса 2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная Д Развивающая Д Модуль «Предметное обучение. Русский язык» Модуль «Предметное обучение. Математика» Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего ОО Педагогическая деятельность по реализации программ НОО Педагогическая деятельность по реализации программ ДО ОБЩЕТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ
Приказ Минтруда России от N 1115 н "О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применение профстандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года.
Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
1) часть 7 статьи 11: "7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)"; 2) часть 8 статьи 73: "8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации."
Федеральный закон от N 238- ФЗ "О независимой оценке квалификации" Вступает в силу с 1 января 2017 г.!!! Ст.2. независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации 1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством. 4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
Постановление Правительства РФ от N 584 «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЙ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, БОЛЕЕ ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ (ДОЛЕЙ) В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»
По материалом Всероссийского съезда
Появился новый институт профессиональных стандартов Профессиональные стандарт – посредник между системой подготовки и использования рабочей силы Профессиональные стандарты заменят ЕКС
Контактная информация: Зайцева Кристина Сергеевна, преподаватель кафедры управления и экономики образования АО ИОО Адрес: , г. Архангельск, пр. Новгородский, 66, каб.211 Тел.: (88182) Сайт: