МДОУ Сараевский детский сад 1 Тема : Проектная деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста. проект «Экология и мы» авторы: воспитатели Щелкунова Елена Павловна Шипилова Елена Викторовна МДОУ Сараевский детский сад 1 Тема : Проектная деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста. проект «Экология и мы» авторы: воспитатели Щелкунова Елена Павловна Шипилова Елена Викторовна
Актуальность проблемы Актуальность проблемы Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Заложить любовь к Родине, родному краю, к родной природе, к людям, можно только к младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Заложить любовь к Родине, родному краю, к родной природе, к людям, можно только к младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, проблема экологического образования дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В современных условиях, проблема экологического образования дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Экологическое образование системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего дошкольного возраста; дети старшего дошкольного возраста; воспитатели; воспитатели; родители. родители.
Вид проекта: долгосрочный долгосрочный СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ – АВГУСТ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим миром и большим миром природы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ системность; системность; наглядность; наглядность; доступность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сезонность сезонность
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления; создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления; научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. научить детей способам экспериментирования и исследования объектов природы; научить детей способам экспериментирования и исследования объектов природы; проводить простейшие опыты с природными объектами, используя связи между объектами природы; проводить простейшие опыты с природными объектами, используя связи между объектами природы; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами природы; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами природы; организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей; организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей; развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры; развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры; воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края. воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.
Продукты проекта: макеты природных зон; макеты природных зон; стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, схемы; стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, схемы; опытническая зона в группе; опытническая зона в группе; скворечники, кормушки; скворечники, кормушки; цветник, комнатные цветы, коллекции; цветник, комнатные цветы, коллекции;
дидактические экологические игры, макеты; дидактические экологические игры, макеты; зеленая зона на участке детского сада; зеленая зона на участке детского сада; карта экологической тропинки; карта экологической тропинки; фоно и видеотека с познавательным материалом о природе. фоно и видеотека с познавательным материалом о природе.
Формы работы по реализации проекта: Наблюдения, экскурсии по родному поселку; Наблюдения, экскурсии по родному поселку; создание самодельных книг о животных растений, животных, видеофильмов, презентаций, слайд шоу; создание самодельных книг о животных растений, животных, видеофильмов, презентаций, слайд шоу; познавательное чтение; познавательное чтение; Уроки доброты; Уроки доброты; конкурсы и викторины, КВН; конкурсы и викторины, КВН; продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; лаборатория (опыты и эксперименты); лаборатория (опыты и эксперименты); выпуск экологический газеты, выпуск экологический газеты, день (неделя) Волшебная экология души; день (неделя) Волшебная экология души; инсценировки и театрализации; инсценировки и театрализации; экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. эколого-познавательные праздники и развлечения. эколого-познавательные праздники и развлечения.
План действий по реализации проекта Срок Мероприятие Сентябрь - Экскурсии в парк поселка. - Викторина «Знатоки природы». - Аппликация способом отрыва «Деревья». - Дидактическая игра «Узнай дерево по листу». Октябрь - Занятие «Растения родного края». - Экологическая беседа "К природе с добротой». - Экскурсия по экологической тропе. - Дидактические игры «Что было бы, если птицы исчезли», «Назови птицу». Ноябрь - Консультация для родителей «Люби и знай свой край». - Консультация для родителей «Люби и знай свой край». - Беседа «Что ты знаешь о домашних животных». - Экскурсия по родному поселку. - Чтение художественной литературы «Зима на носу» Н. Сладков.
Декабр ь -Беседа о жизни диких животных «Как зимуют дикие звери». - Игра – имитация «Изобрази животного». - Чтение стихотворение о зиме. - Акция «Сохраним зеленую красавицу» Январь - Проведение эксперимента «Тает – не тает». - Экологический десант «Покормите птиц зимой». - Дидактическая игра «Перелетные – зимующие». - Занятие «Комнатные цветы – невиданной красы». Феврал ь - Конкурс детских работ из природного материалов -Оформление папки – передвижки «Экологическая ситуация в Сараевском районе». - Акция «Огород на окне». Посадка лука. - Развлечение «Зимушка-зима».
Март - Беседа «Как вести себя в лесу». -Изготовление экологических знаков. - Занятие «Водоемы родного края». - Дидактическая игра «Кто в лесу живет?» Апрель - Операция "Подарок птицам". Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада. - Занятие «Живая и неживая природа» - Познавательное развлечение «Птичьи заботы». - Знакомство с литературными произведениями: стихи о птицах. Май - Посадка цветника, уход за цветами. -Посадка аллеи берез. Уход за саженцами. - Наблюдение за насекомыми «Шестиногие малыши». -Операция «Помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Июнь - Опытно-исследовательская деятельность на огороде. - Опытно-исследовательская деятельность на огороде. - Экологическая экскурсия "На природу, в поле пойдем". -Выпуск экологической газеты. -Драматизация сказки «Приключения Экоколобка» Июль - Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечение родителей к участию в фотовыставке. -Составление гербария «Наши растения». - Проведение выставки коллекции увиденных животных ребенком (макеты, игрушки, фото, рисунки) в рамках личной презентации. -Подвижные игры «У медведя во бору», « По -лесной лужайке», «Бездомный заяц». Август - Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев". - Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев". - Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." - Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." -Дидактическая игра «Что в лукошке у Антошки?» - Сбор урожая на опытном участке детского сада.
Результаты проекта создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды; создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды; повышение уровня знаний по экологии у детей; повышение уровня знаний по экологии у детей; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей об экологической культуре человека. изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей об экологической культуре человека.
Представления детей старшего дошкольного возраста об экологической культуре человека об экологической культуре человека Сентяб рь Май владение правилами поведения в природе 32%;45%; потребность в общении с природой 20%;36%; убежденность в необходимости ответственно относиться к природе 20%;31%; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы 12%;54%; практические экологические умения 8%;45%; интерес к экологическим проблемам 8%;21%;
Участие в экологических акциях
Перспективы развития и распространения проекта ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА (ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, ДОКУМЕНТАЦИЯ). ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА (ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, ДОКУМЕНТАЦИЯ). ВЫПУСК «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДОУ. ВЫПУСК «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДОУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, УЧЕБНО- ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, УЧЕБНО- ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА УРОВНЕ РАЙОНА. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА УРОВНЕ РАЙОНА.
ВЫСТАВКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (МАКЕТЫ, ПЛАНЫ- СХЕМЫ, ; ВЫСТАВКА ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ (РИСУНКИ, ВЫСТАВКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (МАКЕТЫ, ПЛАНЫ- СХЕМЫ, ; ВЫСТАВКА ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ (РИСУНКИ, ПОДЕЛКИ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ). ПОДЕЛКИ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ). ОТЧЁТНО- ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ОТЧЁТНО- ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
Ресурсы проекта: 1. Программа «Юный эколог» Николаева С.Н., Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»и другая методическая литература по экологическому образованию. 2. Уголок краеведения с материалами флоры и фауны Сараевского района: иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии. 3. Уголок природы. 4. Цветник для организации труда в природе. 5. Зеленая зона на участке детского сада. 6. Парк р.п. Сараи. 7. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений: поле, луг, река. 8. Опытническая зона в группе. Огород на окне. 9.Библиотека. 10. Видеотека материалов экологического содержания.