Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 67 г. Пензы Проект «Малая Родина»
актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА – ПОСТОЯННО. ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологическая, лингвистическая, краеведческая. ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фотографии, рисунки, поделки; презентации, видеофильмы; стенд-макет города в современном виде. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: школьная библиотека, Интернет, музеи, архивные материалы школы.
Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма. В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами: отсутствие доступной информации по истории своего края; отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме; слабое умение представить окружающим полученные знания. ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства. Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
1. Провести мониторинг читательской компетентности и читательской активности школьников. ознакомление обучающихся с историческим прошлым и современной жизнью родного города; развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания. укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни. профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы. овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией. ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе. ЗАДАЧИ
1. Провести мониторинг читательской компетентности и читательской активности школьников. Этапы работы над проектом: Подготовительный этап. Этап реализации (выполнение) Заключительный этап (рефлексия).
Деятельность участников проекта на различных этапах п/п ЗадачиДеятельность учащегося и родителей Деятельность педагога 1. Подготовит ельный Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации. Уточнение информации; Обсуждение задания. Выбор и обоснование критериев успеха. Мотивация обучающихся и родителей; обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам; наблюдение.
Деятельность участников проекта на различных этапах п/п ЗадачиДеятельность учащегося и родителей Деятельность педагога 2. Выполнение Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/ф, беседы со взрослыми, использование интернет-ресурсов, экскурсионная деятельность. Выполнение работ; «Моя малая Родина». Конкурс рисунков и семейных поделок, изготовление модели «Наш город в XXI веке», фотоматериал « Моя малая Родина». Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о малой родине. Организация экскурсий с родителями. Наблюдение; советы (по просьбе).
Деятельность участников проекта на различных этапах п/п ЗадачиДеятельность учащегося и родителей Деятельность педагога 3. Рефлексия Подведение итогов работы над проектом. Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая Родина» с целью дальнейшего использования). Благодарность за работу в проекте.
Дорожная карта проекта Название и содержание деятельности Дата Ответственны й Отметка о выполнении 1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование Сентябрь 2016 Классные руководители 1 – 11 классов Выполнено Определение темы и актуальности Определение круга социальных партнеров и получение их согласия Определение ресурсного потенциала Нормативно-правовое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по школе). 2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская Октябрь апрель 2017 Классные руководители 1 – 11 классов Выполнено
Название и содержание деятельности Дата Ответственны й Отметка о выполнении 2.1. Классный час «Край родной – навек любимый» На классных часах Классные руководители 1 – 11 классов Выполнено 2.2. Защита индивидуальных проектов «Горжусь тобой мой край родной!» Декабрь 2016 Классные руководители 1 – 11 классов Выполнено 2.3. Выпуск стенгазеты «Путешествие по родному городу»Работа ведётся систематически Кастерова М.Г., Ефремова Е.Ю. Выполнено 2.4. Выставка рисунков «Любимый край» 2.5. Оформление стенда «Край родной навек любимый» Январь 2017Классные руководители 1 – 11 классов Выполнено 2.6. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»? Февраль 2017Кастерова М.Г. Выполнено 2.7. Классный час «Традиции малой родины»На классных часах Классные руководители 1 – 11 классов Выполнено
Название и содержание деятельности Дата Ответственный Отметка о выполнении Викторина « Край родной на век любимый» 2.9. Выпуск презентации «Путешествие по родному краю» Март 2017Кастерова М.Г. частично выполнено Создание макета «Город Пенза в веках» Литературный конкурс « Слово о городе» Апрель, май 2017 Кастерова М.Г.Не выполнено 2.12 Воинская слава наших земляков Май 2017Кастерова М.Г., Цыганова О.П. Выполнено 2.13 Фотоконкурс Май 2017Кастерова М.Г., Цыганова О.П. Выполнено 2.14 Трудовые десанты «Чистота моего города»Май 2017Классные руководители 1 – 11 классов Выполнено
Название и содержание деятельности Дата Ответственный Отметка о выполнении 3. Школьная краеведческая конференция «Милая моя родина»Май, июнь (работа лагеря) 2017 Классные руководители 1 – 11 классов Частично выполнено Подготовка материалов Выступление с презентацией «Горжусь тобой мой край родной!» Выступление по проекту: «Город Пенза в веках»
Спортивные семейные старты,
«Традиции-душа семейного очага», г
Общегородской субботник
Социальная акция в доме ветеранов, г.
Трудовой десант в дни весенних каникул
Социально-патриотическая акция «Мир памяти, мир сердца, мир души», г
Открытие сквера «Бессмертного полка», г
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для учеников: - ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; - развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; - самореализация. Для педагога: - повышение профессионализма; - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; - личностный и профессиональный рост; - самореализация. Для родителей: - повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.