Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила: Бренер И.Е.
А.С. Пушкин «Медный всадник» На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел.
По словам Белинского, настоящим героем поэмы "Медный всадник" Пушкина является не император Петр I и не чиновник Евгений. Настоящим героем поэмы является Петербург: "...Настоящий герой ее [поэмы] - Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде..." (В. Г. Белинский)
Н.В. Гоголь «Шинель» Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны.
Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести "Шинель" близок к тому, каким он будет представлен в романе "Преступление и наказание". Достоевский также пишет о характерной для Питера "вони". Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила: Бренер И.Е.
Прочитайте фрагмент Городской пейзаж в романе Летняя вонь, вонь из распивочных, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, опять вонь из лавочек и распивочных, вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Дворец, купол собора, голубое небо, голубая вода; не было ни духоты, ни вони, ни распивочных; цветы.
Выявите закономерность в этих описаниях-пейзажах Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа Какова роль пейзажа в романе? Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.
О чём говорил Достоевский, используя эти слова? Каморка
«Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик». Каморка
Чью комнату так описывал Достоевский? Сарай
Чью комнату Достоевский называл «проходной угол»?
за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…
Чья комната изображена, и какой предмет лишний?
Какой цвет преобладает в романе?