Средневековьем называют исторический период между Античностью и Новым временем, то есть между концом V века и XVI веком включительно. За точную дату начала Средних Веков обычно принимают 476 год – официальную дату падения Западной Римской империи. Точной даты окончания Средневековья не существует.
Средние Века, в первом приближении, делят на : – раннее Средневековье (VI-X вв.); – высокое Средневековье (XI-XIII вв.); – позднее Средневековье или эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Также следует заметить, что е годы (XIII век ), е годы (XIV век ), е годы (XV век ), е годы (XVI век ) имеют в искусствоведении и, зачастую, в исторических исследованиях, собственные имена : – Дученто -XIII век ; – Треченто -XIV век ; – Кватроченто -XV век ; – Чинквеченто -XVI век.
Самое грубое, приблизительное членение выделяет 3 периода искусства собственно Средних Веков : – раннесредневековое искусство (V – X вв.); – романский период (XI – первая половина XII вв.); – готика ( вторая половина XII вв. – XV вв.). Эти периоды, заметим, привязаны в первую очередь к этапам развития средневековой храмовой архитектуры.
Кельтское искусство ; Раннехристианское искусство ; Искусство периода переселения народов ; Дороманское искусство ; Романское искусство ; Византийское искусство ; Готическое искусство
Средневековое искусство оказало влияние на развитие следующих видов искусства : Витраж Живопись ( гравюра, икона, фреска ) Керамика ( гончарное производство ) Книги ( иллюминированная рукопись, каллиграфия, манускрипт, минускул, переплет книг ) Металлургия ( художественная обработка металла ) Мозаика Надгробные памятники Реликварии Скульптура ( деревянная скульптура, статуя ) Резьба по слоновой кости Изделия из стекла Столярное ремесло ( мебель ) Изготовление печатей Текстиль ( ткачество, ковер, гобелен, пигменты, средневековая одежда ) Ювелирное искусство
Хронологически весь этот огромный период, охватывающий более тысячелетия с 7 по 18 в., делится на два основных этапа. Первый начинается с образования небольших политически обособленных феодальных государств и завершается, их распадом. Наступление второго этапа в истории средневековой Индии развитого феодализма связано с возникновением централизованного государства Делийского султаната (13 14 вв.). Наиболее крупное государственное образование эпохи феодализма империя Великих Моголов (1618 вв.) завершает собой второй этап средневековья в Индии.
На первом этапе происходила переработка древних традиций в духе норм феодальной эпохи, и искусство, связанное с индуистской мифологией, достигало полной зрелости. На втором этане, в период позднего феодализма, на ход развития индийского искусства повлиял характер образовавшихся в результате иноземного завоевания Индии феодальных держа », в которых в качестве государственной религии установился ислам.
В искусстве раннего средневековья господствующее значение получает культовое храмовое строительство. Именно в нем раскрываются основные особенности индийского искусства этого времени, со всеми его крупнейшими достижениями и характерными ограниченными сторонами. Именно в нем, в его архитектурных памятниках и скульптурных произведениях, воплощались высшие достижения культуры и искусства Индии вплоть до 13 в., тогда как, например, в литературе упадок ощущается довольно скоро.
В индийском искусстве 7 13 вв. можно выделить два основных этапа. Первый этап охватывает время с 7 по 9 в. и связан главным образом с пещерным зодчеством, а также со скальной архитектурой ( то есть с архитектурой, вырубленной непосредственно в скалах. На втором этапе, в 1013 вв., основное место принадлежит наземным храмовым ансамблям.
Скальный храм Эллоры
Скульптурные рельефы Маллапурама, Элуры на острове Элефанта
Пещерные храмы Аджанта
Храм Тин - Тхал
« Нагара » или « Индоарийская » школа. СЕВЕР « Дравидская » школа. ЮГ
Южная архитектура Индии достигает вершины своего развития с расцветом государства Чола, в конце 10 первой половине 11 в. укрепившего свое могущество и владевшего даже некоторыми районами Бенгалии и Цейлона. Крупнейшим памятником этого периода является Большой храм Шивы в Танджуре (1000 г.) один из выдающихся памятников средневековой индийской архитектуры. Южная Индия
Большой храм Шивы в Танджуре Представляя собой грандиозный по масштабам архитектурный ансамбль, расположенный в середине обширного двора, ограниченного высокими стенами, храм, центральная часть которого превышает 60 м в длину при высоте башни 63 л
Храм Шивы и Чидамбараме
Северная Индия В отличие от « дравидской » южной школы, распространенной главным образом в областях восточного побережья Индии к югу от реки Кистны, школа « нагара » не была связана исключительно с какой - либо одной областью и, развивая выработанные ранее принципы планировки и построения храма, дала несколько своеобразных вариантов решения наружных и внутренних архитектурных форм храмового здания.
Храм Лингараджа в Бхубанесваре
Наскальная живопись Аджанты
Росписи в гроте Багхе