Художник по росписи ткани – это мастер, украшающий ткань с помощью ручной росписи.
Художник по росписи ткани – это неотъемлемая профессия искусства, которая помогает людям выражать свои чувства на ткани, но для начала надо определиться с техникой росписи. Существует много техник окрашиваний ткани, сейчас мы узнаем только о нескольких техниках, которыми обязан владеть художник по росписи ткани.
Существует несколько видов батика горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в « горячем » расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой ( резиновый ), и жидкий ( на основе бензина ). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами стеклянными трубочками с резервуаром ( бензиновые ), либо используются резервы в тюбиках ( резиновые ), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся « в один слой » ( в отличие от многослойного горячего батика ). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника « в одно касание » позволяет создавать работы, сходные по восприятию с « мокрой » акварелью.
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями ( иногда с различными загустителями ), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
« Сибори » так называемый складной батик. Строго говоря, сибири, как и все разновидности тай - дай, к батику не относится. Это другой вариант резервирующего окрашивания. Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Техника узелкового батика (« бандан ») индийский вариант « тай - дай ». Один из его видов техника « планки » был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых « Горохов ». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект « сжатости ». Двухцветная окраска футболки В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга (« солнышко ») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная ( смоченная и хорошо отжатая ) более плавные границы перехода.
Художник росписи по ткани должен уметь рисовать ( основы рисунка и живописи ), владеть теорией изобразительной грамоты, основы композиции и т. д. Ему необходимо хорошо знать применяемые техники, разбираться в свойствах красок, тканей и возможностях различных инструментов для рисования.
Для успешной работы, художнику помимо хорошего вкуса и таланта необходима любовь к работе с тканью и красками, склонность к ручному кропотливому труду и терпение.