Тема урока: Средневековая философия : патристика и схоластика 1 – 14 вв.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средневековая философия: патристика и схоластика
Advertisements

Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Средневековая философия II – XVI вв.. Средние века (Средневековье) исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой. Наряду с римлянами, к римской философии относятся.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
Тема 4 Западноевропейска я философия средневековья и нового времени.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Цель занятия - сформировать у студентов представление сформировать у студентов представление об основных идеях философии Средних веков и Возрождения и.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Транксрипт:

Тема урока: Средневековая философия : патристика и схоластика 1 – 14 вв

Вопросы темы: 1.Средневековье,как историческая эпоха и возникновение христианской философии. 2.Патристика- Августин Блаженный 3.Схоластика-Фома Аквинский.

Средневековье Одежда Замки Литература Рыцари Инквизиция

Средневековая литература

Рыцарские турниры

Крестовые походы

Средневековая инквизиция

Средневековые замки Готический стиль Романтический стиль

Готический стиль

Романтический стиль

Усадьба Храповицкого. Владимирская губерния.

Вывод: В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII не более 15, в XIV менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч). В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII не более 15, в XIV менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч). Также в это время появились выборные- представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства особенно изобразительного после длительного застоя. Также в это время появились выборные- представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства особенно изобразительного после длительного застоя.

Теология (греч. theología, от theós бог и lógos слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Аврелий Августин Пьер Абеляр Фома Аквинский Роджер Бэкон и др.

Периоды средневековой философии Патристика схоластика

Патрис (лат. слово) – отцы церкви. Патристика – учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного писания.

Аврелий Августин -Августин (Аврелий) один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте. -Мать – христианка -Отец – язычник -Работал учителем красноречия -Занялся деятельностью проповедника -обучался риторике -известные сочинения «Исповедь», - «О граде Божьем», «Об учители», - «Монологи».

Бог источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. -Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. -Мир один и несколько миров быть не может. - Бог сотворил мир

Зло не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше хороша» Добро и Зло. «Без зла мы не знали бы, что такое добро.» Аврелий Августин

«О Граде Божьем» был написан в годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой- то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу богово, кесарю кесарево» люди должны подчиняться законному правителю.

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия

Познание Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил. внутреннее чувство чувственное восприятие. ощущение знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными. разум мистическое прикосновение к высшей истине просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.

Вывод: Основным теоретическим достижением Патристики стало признание того, что Мир-результат творения Бога ; Единственный способ познания –это вера, «Верую, чтобы знать»; Истина открывается человеку в минуты прозрений или озарений, чему предшествует душевное потрясение, в результате чего, открывается чистая ясность души; История человечества мыслится,как поступательное движение нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Смысл истории - нравственный прогресс, который осуществляется неуклонно, несмотря на все повороты истории. Решение проблемы добра и зла связывается со свободой человека.

Схоластика – Схоластика – рациональный путь познания Бога. - знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемые опытом.

Фома Аквинский - родился в 1225 г. -философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. - Начальное образование получил в монастырской школе, учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением гг., в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г На защите диссертации переспорил 14 философов

Бог – первопричина всего сущего. Доказательство через движение означает что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения. Доказательство через производящую причину это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего это Бог. Доказательство через необходимость каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто Бог. Доказательство от степеней бытия четвертое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее этим является Бог. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире это существо мы именуем Богом

Мир – система. неживое живое человек БОГ

О человеке и его душе Человек промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы разум. Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная. «Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения». Конечная цель жизни человека достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Вывод: На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому вероучению. Впервые мир был представлен как система. Человек признавался высшим материальным творением, по своей природе разумным и духовным. Познание направлено на постижение добра, познавая мир человек обнаруживает,что во всех вещах скрыты религиозные ценности. Философия начинает понимать себя как наука, помышляющая о спасении души человека. Она «служанка богословия».

ВЫВОД: Средневековье это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Средневековье это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты) Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

Проверочная работа Часть А. 1. Теология –это… 3. Какое известное сочинение а) учение о природе написал Аврелий Августин? б)учение о церкви а) «Об ученике» в)учение о Боге б) «О Граде Божьем» г)учение о Бытие в) «Книга пути и добродеятеля» г) «Путешествие из Петербурга в Москву»