Мировая торговля: гравитационная модель внешней торговли и препятствия в торговле
Гравитационная модель внешней торговли
На горизонтальной оси: каждой европейской страны ВВП, выраженный в % от ВВП ЕС; На вертикальной оси: доля каждой европейской страны в торговле ЕС с США. Например, Германия: 21% от ВВП ЕС и 19,9% торговли США с регионом. Швеция: 2,7% от ВВП ЕС и 3% торговли США- ЕС.
Гравитационная модель внешней торговли Модель, согласно которой объем торговли между странами прямо пропорционален уровню дохода в этих странах и обратно пропорционален расстоянию между ними: Tij = A x Yi x Yj/Dij Tij – объём торговли (trade) между странами; A – коэффициент соответствия; Yi x Yj – ВВП (GDP) стран i и j; Dij – расстояние (дистанция) между странами i и j.
Гравитационная модель внешней торговли Почему гравитационная модель работает? Большие экономики имеют склонность тратить большие средства на импорт из-за больших доходов. Большие экономики также экспортируют много из-за производства широкого ассортимента товаров. Таким образом, объём торговли между двумя странами в позитивной корреляции с ростом экономики каждой отдельной страны.
Гравитационная модель внешней торговли Почему гравитационная модель не работает? Например, США и ЕС каждый составляет 25% мирового ВВП. При этом всего 2% торговли с друг другом. В вышеприведенном графике Нидерланды, Бельгия и Ирландия торгуют с США намного больше, чем это предусмотрено гравитационной моделью.
Гравитационная модель внешней торговли Причины: Ирландия: общий английский язык, миллионы американцев являются потомками ирландских иммигрантов (переселенцев). Более того, Ирландия является принимающей стороной многим американским корпорациям. Нидерланды (город и порт Роттердам) и Бельгия (город и порт Антверпен): географическое расположение и транспортные расходы.
Препятствия в международной торговле Расстояние: 1% увеличение расстояния между двумя странами приводит к 0,7%-1% сокращению в торговле между этими странами. Например, объём торговли США с Канадой и Испанией. Барьеры: тарифные и нетарифные барьеры. Например, ЕС или НАФТА. Границы:
Препятствия в международной торговле
Гравитационная модель внешней торговли Экономисты используют гравитационную модель, чтобы оценить эффективность торговых соглашений в международной торговле: если соглашение действенное, то объём торговли между странами- участниками соглашения увеличивается несмотря на расстояние и ВВП.