1 Компетентностный подход в образовании
Эволюция образовательной парадигмы Доинституциональный период (ценности замкнутой группы, передаваемые примером) Античный период (гражданские ценности) Средние века (христианские ценности) Классический период (цель – передать ЗУН) Настоящий период
3 Причины появления компетентностного подхода Ускорение темпов развития общества Изменение ситуации на рынке труда Возрастание процессов информатизации
4 Причины появления компетентностного подхода Появление прогрессивных педагогических технологий Создание единого образовательного пространства в России и Европе Модернизация российского образования Стандарты нового поколения
5 Проблемы компетентностного подхода Отсутствие общепринятого понятийного аппарата (компетентностный подход, компетенция, компетентность) Не решен вопрос о списке ключевых компетенций Не изучены возможности современного содержания учебных дисциплин
6 Проблемы компетентностного подхода Нет ответа на вопрос об особенностях формирования ключевых компетенций на различных образовательных уровнях Не исследована степень влияния разных предметов на развитие той или иной компетенции Не существует общепринятых методик или технологий формирования ключевых компетенций
Сущность термина «подход» 7 Подход – определенная позиция, точка зрения, обуславливающая исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса (в нашем случае образования)
Сущность компетентностного подхода (по О.Е.Лебедеву) Совокупность принципов: развитие способности решать проблемы дидактически адаптированный социальный опыт 1. Смысл образования 2. Содержание образования
Сущность компетентностного подхода (по О.Е.Лебедеву) создание условий для решения проблем анализ уровней образованности 3. Организация процесса образования 4. Оценка образовательных результатов Совокупность принципов:
Сущность компетентностного подхода Традиционный (знаниевый) подход Компетентностный подход Экстенсивный путь развития Интенсивный путь развития Образованность это большой объем знаний, их энциклопедичность Образованность это умение решать проблемы
11 Структурирование понятия компетентность ЗУН Способы деятельности Владение (Опыт) Личностное отношение
12 Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним Сущность понятия компетенция / компетентность (по А.В.Хуторскому)
13 Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности Сущность понятия компетенция / компетентность (по А.В.Хуторскому)
14 Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Сущность понятия компетенция / компетентность (по А.В.Хуторскому)
15 Иерархий компетенций (по А.В.Хуторскому) Содержание образования предметное общепредметное метапредметное Компетенции предметные общепредметные ключевые
Терминология Совет Европы (1992 г.) – ключевые компетенции Концепция модернизации (до 2010 г.), научная периодика – ключевые компетенции Стандарты НПО II поколения – надпредметные компетенции Макеты новых стандартов НПО – общие компетенции Стандарта общего образования II поколения – универсальные учебные действия
17 Ключевые компетенции представляют высшую ступень в иерархии компетенций универсальны для различных видов деятельности наличие необходимо не только учащемуся для успешного обучения, но и взрослому человеку в течение всей жизни формировать их можно и необходимо на всех этапах процесса обучения и на всех учебных предметах
18 ЗУНы определяют так называемую «обученность» личности, то есть объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению «Компетентность» и «умение» Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях
19 Компетенции не противостоят ЗУНам, находятся в отдельной плоскости по отношению к ним, имеют с ними со пересечения «Компетентность» и «ЗУН» Компетенция невозможна без знаний, умений и навыков, а потому их следует считать важным звеном компетентности
20 в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной) «Компетентность» и «ЗУН» в отличие от умения она переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями в отличие от навыка – осознана
21 Компонентный состав ключевых компетенций мотивационный аспект (готовность к проявлению компетенций) когнитивный аспект (знание содержания компетентности) поведенческий аспект (опыт проявления компетенций в различных стандартных и нестандартных ситуациях) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения)
22 Смысл введения нового понятия «ключевые компетенции» Объединение разрозненно существовавших в педагогике звеньев (мотивация, ЗУН, общие учебные умения, опыт, способы деятельности, эмоционально-волевые качества и т.п.) Ключевые компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки выпускника
23 Список ключевых компетенций (по А.В.Хуторскому) минимальности полноты Требования к списку Информационная Учебно-познавательная Коммуникативная Социально-трудовая Личностного самосовершенствования Общекультурная Ценностно-смысловая
24 Формирование ключевых компетенций Групповые технологии Адаптивные образовательные системы в целом и в частности адаптивная система А.С.Границкой Проблемное обучение Дидиктическая система активизации учения школьников Т.И.Шамовой Метод проектов