Особенности развития одарённого ребёнка и проблемы его социализации Автор: Халитова Дина учащаяся 10 класса Руководители: Барыбина Татьяна Викторовна учитель истории и обществознания Халитова Джамиля Чолпонбаевна педагог-психолог МБОУ «СОШ 1» г. Губкинский
Актуальность работы «Только 7% способностей человека реализуются при жизни, а 93 % - остаются нераскрытыми, то есть резервы человеческой личности имеют огромный неиспользованный потенциал». Американский антрополог К. Клакхон «Даже небольшая страна, добившаяся развития и реализации всего 10% своих потенциальных гениев, за полвека обгонит в сто раз более населенную страну, препятствующую развитию своего интеллектуального потенциала». Российский ученый В. П. Эфроимсон
«Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой, растут и процветают таланты». Известный советский пианист Г.Г. Нейгауз Объект исследования: личность в процессе социализации. Предмет исследования: одаренность, как особое качество личности. Наша гипотеза: Одаренным можно считать каждого ребенка, который успешно реализует свои индивидуальные особенности. Для успешной социализации личности необходимо создать определенные условия, которые могут ускорить этот процесс.
Цель исследования: выявить отношение школьников к проявлению собственной одаренности, определить проблемы реализации потенциала одаренных детей и возможные пути их решения Задачи исследования: рассмотреть источники по изучаемой теме с целью выявления особенностей развития одаренных детей; проанализировать систему работы с одаренными учащимися в МБОУ «СОШ 1» и её результативность; выявить те факторы, которые могут оказывать влияние на развитие детской одаренности
Особенности психического развития одаренных детей Высокий уровень интеллектуального и личностного развития Неравномерный темп интеллектуального и коммуникативного развития Задержка в развитии психомоторных навыков Низкий уровень физического развития Низкий уровень самооценки Завышенные требования к себе Повышенная чувствительность, неумение адекватно переживать неудачи
Проблемы адаптации интеллектуально одаренных детей (психолог Лета Халлингуорт) Неприязнь к школе Игровые интересы Конформность Погружение в философские проблемы Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием Потребность в одобрении и повышенном внимании взрослых
Считают себя одаренными Результаты анкетирования учащихся МБОУ «СОШ 1» Факторы, которые способствовали развитию одаренности
Меры, необходимые для развития одаренности Отношение к одаренным детям
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» в МБОУ «СОШ 1» Цель программы: создание условий для выявления и развития одаренных учащихся, личностного роста и выбора образовательного маршрута Задачи: формирование единой системы работы с одарёнными детьми; создание в школе условий для развития задатков, способностей, одаренности; обеспечение условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий и дальнейшей самореализации одаренных детей
Формы работы с одаренными детьми в МБОУ «СОШ 1» Школа юного исследователя Школьная телестудия «Non stop»; «Эрудит-клуб» Клуб общения «Все тайны и загадки мира» Программа «Умные каникулы» Компьютерный курс «Система интенсивного развития способностей» для учащихся 1-11 классов Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Результативность программы «Одаренный ребенок» Участие во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный этап) Учебный год Участники ПризерыПобедители
Результативность программы «Одаренный ребенок» Участие в научно-практических конференциях Учеб ный год Школьный этап Муниципальн ый этап Региональный этап Всероссийски й этап участники приз еры/ победит. участники приз еры/ победит. участники приз еры/ победит. участники приз еры/ победит
Выводы по теме исследования: Для успешной реализации творческого потенциала одаренной личности необходимо создание следующих условий: 1. Самоидентификация личности (принятие себя). 2. Благоприятная творческая среда (кружки, секции, клубы и т.д.). 3. Наставники, подающие личный пример высокого развития интеллекта и работоспособности.