Адаптация первоклассников к школе. Подготовила Овадюк И.В. Практический психолог Одесса
Целью адаптационного периода в первые 2–3 недели пребывания детей в школе является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.
Школьник должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Дошкольникам свойственны беспечность, беззаботность, погруженность в игру.
"правильно" "надо" "неправильно" "можно" "нельзя" "положено"
Рекомендации учителям по профилактике дезадаптации первоклассников к школе.
Учёт возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей. Дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении.
Обеспечение оптимального процесса физиологической адаптации. Помните, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья.
Избегайте частого использования в речи слов-отрицаний, а также неуспешных оценок на первых этапах обучения. НЕТ! НЕЛЬЗЯ! НЕ ХОДИ! НЕ ВСТАВАЙ !
Избегание групповой критики ребёнка или его работы, а также сравнений его ошибок с постоянными успехами других учеников. Желательно не настаивать на публичных выступлениях и ответах перед всем классом тревожных, неуверенных детей.
Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. В 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности. Отделяйте оценки конкретного поступка от оценки личности ребенка. Сравнивайте качества работы ребёнка только с его предыдущими работами.
- Указывая на ошибки, намечайте путь к успеху. - Акцентируйте внимание ученика на его успехах, победах. - Создавайте ситуации успеха. - Демонстрируйте веру в успех ребёнка.
Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний. Оказывайте эмоциональную поддержку детям (словами, взглядом, прикосновением).
Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов и приемов обучения.