Кафедра МП Слайд- лекция тема: «Внешнеторговая политика и ее инструменты». Дисциплина: «Международная экономика» Для специальности: 5В «Экономика» 5B «Государственное и местное управление» Автор: доц. к.э.н. Смагулова Р.Е.
План лекции: 1. Внешнеторговая политика: цели, сущность, методы и инструменты; 2. Тарифные методы регулирования международной торговли; 3. Нетарифные методы регулирования международной торговли.
1 Внешнеторговая политика: цели, сущность, методы и инструменты Развитие внешней торговли, формирование мирового рынка, повышение роли внешней торговли в национальном росте привели к необходимости разработки специальных методов регулирования внешней торговли. При этом каждое государство стремится как можно больше экспортировать и как можно меньше импортировать и иметь выгоду.
Для этого оно создает благоприятные условия, способствующие развитию экспортоориентированного и импортозамещающего производства. В этом состоит цель государства при разработке внешнеторговой политики, которая обеспечивается комплексом мер, регулирующих развитие экспортоориентированного и импортозамещающего производства и активизирующих экспорт и сдерживающих импорт. Совокупность таких мер называется внешнеторговой политикой.
На внешнеторговую политику государств влияют: миграция населения; колебания валютных курсов; геополитические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства; разница в уровне жизни различных стран, особенно приграничных; кризисы в мировой экономике.
Исторически сложились два типа внешнеторговой политики: 1. Протекционизм 2. Фритредерство Политика способствующая увеличению своего экспорта в другие страны и всячески ограничивать импорт. Политика полная свобода торговли между всеми государствами.
Свобода торговли является основополагающим принципом теории и практики рыночной экономики и обладает рядом преимуществ. Прежде всего, она позволяет странам специализироваться именно в той сфере, в которой они имеют предпочтения экономического, географического, природного и иного характера. Так, Япония, США, Германия обладают преимуществом в производстве товаров, которое требует высокого технического потенциала и уровня квалификации: производство автомобилей; аудиовизуальных товаров; бытовой электротехники.
В страны третьего мира переместилась текстильная, кожевенная, целлюлозно- бумажная промышленность. В то же время специализация стран облегчает развитие конкуренции. В конечном счете, наблюдается рост экономического развития всех стран, включившихся в международное разделение труда. Создание массового производства определенной продукции в различных странах позволяет производить ее высокого качества при меньших издержках и это выгодно потребителям.
1. Временное использование способов, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли экономики, оградив их от конкуренции; 2. Введение защитных средств выгодно местным производителям товаров и услуг, конкурирующих с импортом; 3. Протекционизм увеличивает уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы. В пользу политики протекционизма свидетельствуют такие аргументы, как:
В то же время протекционистские меры могут использоваться как орудие экономического и политического давления на другие страны, чтобы добиться уступок в конкурентной борьбе и торговых переговорах, или как один из методов торговой дискриминации отдельных государств. В результате введения защитных мер страдают потребители импортных товаров. И что особо важно - использование протекционистских барьеров может спровоцировать иностранные государства к введению ответных мер. Усиление взаимного использования ответных мер приводит к торговой войне, и в убытке оказываются обе стороны.
Развитие электроники в Бразилии - классический пример неудачного использования протекционистских барьеров. В 1979 г. правительство инициировало развитие местной промышленности персональных компьютеров, запретив импорт аналогичной продукции. Первоначально это привело к росту объемов производства и реализации персональных компьютеров в Бразилии. Местные фирмы господствовали на внутреннем рынке, и у них не было стимула к модернизации производства. К концу 80-х гг. бразильские производители отстали по техническому уровню от зарубежных компаний, и их продукция стала неконкурентоспособной.
Следовательно, необходимо найти оптимальное соотношение между свободной торговлей и использованием протекционизма. Протекционизм применяется до настоящего времени всеми государствами мира. Степень протекционизма у каждого государства различна, и выражением протекционистской политики являются торговые режимы, которые каждое государство применяет по отношению к различным группам государств.
2 Тарифные методы регулирования международной торговли Таможенно-тарифная система - это свод таможенных пошлин и правил, действующих в стране. Основными целями применения таможенного тарифа являются: В основе большей части ТТС лежит Брюссельская гармонизированная система описания и кодирования товаров, обращающихся на мировом рынке. Эта система представляет собой международную номенклатуру товаров, которая разработана в рамках Совета таможенного сотрудничества и введена в действие 1 января 1988 года.
рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства; защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; пополнение доходов государства; обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.
Таможенный тариф содержит: 1. Наименование; 2. Код товара; 3. Способ обложения; 4. Ставку таможенной пошлины; 5. Перечень беспошлинных товаров; 6. Перечень товаров, запрещенных к ввозу и вывозу, транзиту через страну.
Ядром таможенной системы являются таможенные пошлины. Таможенные пошлины - это денежные сборы государства, взимаемые государственными органами с товаров, пересекающих таможенную границу государства. По экономической сущности - это налог, размер которого (в идеале) должен представлять разницу между внешнеторговой (мировой) и внутренней ценой. Процентное выражение суммы таможенной пошлины к цене называется уровнем пошлины.
Экономическое влияние тарифов: Таможенный тариф на импорт и интересы производителей; Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш.
Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на интересы потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта: Доход = T'(Q d ' Q s ) Таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам. Запретительный тариф дохода государству не принесет. Таможенный тариф как доход государства;
Поскольку развитие свободной торговли, затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивая свободную торговлю, также должна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей. Фактический уровень таможенной защиты Таможенный тариф, приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако, чтобы объективно оценить уровень этой защиты, следует принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны.
Это означает, что защищая таможенным тарифом одну отрасль, государство одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства. Поэтому фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт. Фактический уровень таможенной защиты (Te) может быть определен по формуле: Te =Tn –ATim 1-A где: Тп - номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта; Tim - номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат; A - доля стоимости импортных компонентов материальных затрат в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа.
Экспортный тариф. Таможенный тариф, вводится для ограничения импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.
Аргументы в пользу и против тарифов: 1. Тариф - защита молодых отраслей; 2. Тариф - средство стимулирования отечественного производства; 3. Тариф - важный источник бюджетных доходов; 4. Тариф - защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. 1. Тарифы замедляют экономический рост; 2. Тарифы могут приводить к торговым войнам; 3. Тариф приводит к увеличению налогового бремени потребителей; 4. Тариф на импортные товары подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса 5. Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости.
3 Нетарифные методы регулирования международной торговли Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно - тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота. Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
нетарифные методы регулирования, как правило не связаны с международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны; нетарифные методы регулирования более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; нетарифные методы регулирования позволяют учесть конкретную ситуацию, которая складывается в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока; нетарифные методы регулирования не являются налоговым бременем дополнительным для населения.
В соответствии с Секретариатом ГАТТ/ВТО, нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.
Количественное ограничение импорта и экспорта - это административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Квотирование представляет собой ограничение государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: 1. Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар; 2. Индивидуальная квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар.
По направлению действия различают: Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара. Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.
Лицензирование - это процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений. На практике используется большое количество разнообразных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная; генеральная; автоматическая.
Аукцион - продажа лицензий, осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. Эмбарго - это запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством. Эмбарго может применяться: в рамках действия международных организаций, на уровне международных группировок государств или отдельным государством по соображениям национальной безопасности.
Скрытые методы торговой политики. Кроме рассмотренных наиболее часто используемых методов регулирования международной торговли существует множество других методов явного и скрытого протекционизма, к которым периодически прибегают правительства многих государств. Технические и административные барьеры, например - требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдения определенных санитарно-гигиенических норм и др.
Финансовые методы регулирования К ним относятся субсидии и демпинг Субсидии - являются одной из форм стимулирования экспортных отраслей национального производства. Различают несколько видов субсидий: Прямые – непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных форматах – выплата надбавок или премий за экспорт. Косвенные – предоставляются посредством участия в капитале предприятий взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий, в виде льгот с целью снижения затрат или получения им доходов в иных сферах, кредитовании, страховании.
По регламенту использования субсидий в рамках ГАТТ – ВТО субсидии делятся: Запрещенные – это предоставление которых законодательно увязывается с экспортом продукции или использованием отечественных товаров вместо импортных; Допускаемые – это субсидии не запрещенных, однако некоторые виды могут стать основанием для судебного преследования, если их применение наносит ущерб интересам других стран; Разрешенные – это средства выделяемые на : проведение НИОКР, адаптацию предприятий к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды;
Демпинг - это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на зарубежном рынке дешевле, чем на другом, с целью вытеснения конкурентов. Различают типы демпинга: Устойчивый - объясняется разницей в эластичности спроса на внутреннем и мировом рынках, т.к. эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, и максимизирующие свою прибыль производители устойчиво используют данный фактор; Преднамеренный - имеет своей целью уничтожение конкурентов для обеспечения монопольной власти на рынке, с последующим ростом цен, компенсирующим все затраты и обеспечивающим максимизацию прибыли в долгосрочном варианте; Случайный - связан с сбытом случайно возникшего излишка продукции, вызванного непредвиденными изменениями конъюнктуры рынка.
1. Какие вы знаете формы госрегулирования международной торговли? 2. В чем различие политики свободы торговли и протекционизма? 3. Перечислите основные инструменты торговой политики. 4. В чем различие между понятиями излишки потребителя и излишки производителя? 5. Что такое таможенный тариф? 6. Определите классификацию экспортных и импортных таможенных пошлин? 7. Как исчисляются уровни номинального, переменного и действительного тарифа? 8. Что такое тарифная эскалация? 9. В чем отличия влияния тарифа на экономику малой и большой страны? Контрольные вопросы:
1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х томах –М.: Международные отношения, 2001; 2. Толкачев С.А. Международная экономика: Теория и практика – М: Компания Спутник, 2000; 3. Овчинников Г.П. Международная экономика: Учебное пособие – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2006; 4. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. и другие Международная экономика: Учебник – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова –Изд-во «дело и Сервис», 2000; 5. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика. Учебник для Вузов.-М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997; 6. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. -М., 2002; Список литературы: