«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ» Н.В. ГОГОЛЯ. Образ маленького человека в литературе.
Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.
Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где... кроме фонаря, все дышит обманом. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
«Маленький человек» тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в годах XIX века. Маленький человек это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК И Н.В. ГОГОЛЬ Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь узнал на собственном опыте положение бедного чиновника. И именно это позволило Гоголю во всех красках показать Петербург с его внешним лоском и внутренним убожеством.
Невский проспект (1833 – 1834) Нос (1832 – 1833) Портрет (1833 – 1834) Шинель (1841) Коляска (1835) Записки сумасшедшего (1834) Невский проспект (1833 – 1834) Нос (1832 – 1833) Портрет (1833 – 1834) Шинель (1841) Коляска (1835) Записки сумасшедшего (1834) Содержание сборника Петербургские повести
«Маленький человек» в повести «Шинель» Страдает несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин. Никто не заступился за него, никто не поддержал его в его беде. И будучи не в состоянии перенести такое горе. Башмачкин умирает. И только после своей смерти он начинает протестовать.
История «маленького человека» в «Невском проспекте» Пропадает герой «Невского проспекта» художник Пискарёв, который стал жертвой циничной действительности. Это может прозвучать жестоко, но погибает он из-за собственных романтических иллюзий.
«Маленький человек» в повести «Записки сумасшедшего» Поприщин страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга. Именно поэтому он так мечтает о дочери начальника департамента. Но его мечта несбыточна, и он сходит с ума.
«Маленький человек» в повести «Нос» Майор Ковалев из повести «Нос» - жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, облеченный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.
МЕСТО ПОВЕСТИ «ПОРТРЕТ» В СБОРНИКЕ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»
Повесть «Портрет» рассказывает о художнике, уступившем соблазнам богатства и славы, сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу. Искусство - это не легкая способность, а подвиг трудного постижения жизни. Поэтому для искусства мало только умения: если бы Чартков был знаток человеческой природы, он много прочел бы в лице молоденькой девушки, которую он рисовал на заказ; но художник видел только нежность и почти фарфоровую прозрачность лица, которую силилось передать его искусство.
Основная проблема, которая интересовала здесь Гоголя, – это проблема искусства, и проблема художника. …Масса публики, – писал он, – представляющая в лице своем нацию, очень странна в своих желаниях; она кричит: Изобрази нас так, как мы есть, в совершенной истине… Но попробуй поэт… изобразить все в совершенной истине… она тотчас заговорит… это нехорошо…. Аналогичная ситуация в Портрете: Дамы требовали облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе. Мужчины тоже были ничем не лучше дам.
Портрет молодой девушки, который Чартков рисовал на заказ
ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТО «СОБЛАЗНИЛО» ЧАРТКОВА ТОЖЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ - НЕОБЫЧАЙНЫЙ ПОРТРЕТ С ЖИВЫМИ ГЛАЗАМИ. «ЭТО БЫЛО УЖЕ НЕ ИСКУССТВО: ЭТО РАЗРУШАЛО ДАЖЕ ГАРМОНИЮ САМОГО ПОРТРЕТА».«ЖИВОСТЬ» ИЗОБРАЖЕНИЯ У ХУДОЖНИКА- КОПИИСТА ДЛЯ ГОГОЛЯ - ЭТО НЕ ПРОСТО ПОВЕРХНОСТНОЕ ИСКУССТВО: ЭТО ОРУДИЕ МИРОВОГО ЗЛА И ЕГО КОНКРЕТНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ - ДЕНЕЖНОЙ ВЛАСТИ: С ПОРТРЕТА ГЛЯДЯТ ЖИВЫЕ ГЛАЗА РОСТОВЩИКА.
Сон Чарткова, в котором старик с портрета вышел и начал пересчитывать золотые червонцы
Хуже всего то, что в самом конце повести мы понимаем, что именно это дьявольское искусство и обладает своим зловещим правом на вечность. И всякая попытка его уничтожить – тщетна: Здесь художник, не договорив еще своей речи, обратил глаза на стену с тем, чтобы взглянуть еще раз на портрет. Но, к величайшему изумлению, его уже не было на стене.
СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!