Здоровьесбережение в дошкольной образовательной организации Заболотникова О.В. старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 19» г. Псков
ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа. (на сайте ФИРО (27 программ). Для детей с тяжелыми нарушениями речи 2 программы: 1. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева 2. Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной 3. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам - (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014) Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Работа ДОУ Программа «Здоровье» Программы учителей- логопедов Программа педагога- психолога Программа воспитателей Адаптированн ая Основная Образовательн ая программа Программа музыкального руководителя
Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Первоочередным принципом выделено право на жизни и здоровое развитие каждого ребенка Статья 41 охрана здоровья обучающихся, организуемая образовательной организацией включает в себя: 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров; 7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение работников навыкам оказания первой помощи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС ДО выделяет следующие основные направления развития и образования детей (образовательные области) социально-коммуникативное познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время выделяется 3 вида здоровьесберегающих технологий: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Коррекционные технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: оздоровительные паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, логоритмика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые игротренинги, игротерапия активный отдых (физкультурные досуги, развлечения, спортивные праздники) сюжетные-ролевые игры, соблюдение режима двигательной активности.
Игротерапия По форме организации деятельности различают: - индивидуальную игротерапию (работа проходит с одним ребёнком); - групповую игротерапию (работа проходит с группой детей). Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Игротерапию должен проводить специалист. Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.
Коррекционные технологии: технологии развития эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, песочная терапия, технология музыкального воздействия, Су-Джок терапия.
Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами : изучение медицинских карт; выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на образовательной деятельности в детском саду; диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
Рациональная организация двигательной деятельности детей: утренняя гимнастика; физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, с использованием мини-тренажеров, занятия- соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения); игровая гимнастика; бодрящая гимнастика после сна; ежедневный режим прогулок; создание необходимой развивающей среды; строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности; музыкальные занятия; занятия по формированию здорового образа жизни.
Двигательная активность Раздел 12 Подробно описывает виды и формы физического воспитания, а так же закаливания, как неотъемлемой части системы физического воспитания Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств п Требования по организации комплекса закаливающих мероприятий «…широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры…
Оздоровительно – профилактическая мероприятия : постоянный контроль осанки; контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию; подбор мебели в соответствии с ростом детей; сбалансированное питание; вакцинация против гриппа; потребление фитонцидов (чеснока); употребление соков и фруктов; кварцевание групп; прием поливитаминов.
Консультативно – информационная работа: оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; открытые просмотры и показы с использованием здоровьесберегающих технологий; активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;