Морально-этические проблемы лиц с ограничениями жизнедеятельности. ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Факультет Высшего сестринского образования Кафедра сестринского дела Выполнила студентка второго курса, Факультет ВСО, группа 029А Боева Е.В. Преподаватель: профессор Петрова Н.Г.
Понятие «лицо с ограничениями жизнедеятельности» не отражает в полной мере основные характеристики социальной группы инвалидов и не меняет их положения, отношения к ним со стороны общества, но вносит запутанность, неясность, двусмысленность в теории и практике.
Это понятие объединяет собой различные категории населения, которые принадлежат к группам риска, у которых ограничены возможности жизнедеятельности. Людей, имеющих постоянные проблемы со здоровьем, можно полностью соотнести с понятием «инвалида». Именно эта категория лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет рассматриваться нами, потому что постоянные проблемы со здоровьем накладывают отпечаток на жизнь человека.
Характеристика человека как индивида определяется его биологическими особенностями: - наследственностью, - особенностями организма, -физического и психического состояния здоровья. Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала.
Кроме состояния здоровья также важнейшими факторами в профессиональном самоопределении лиц с ограничениями жизнедеятельности выделяют и социально-психологические факторы.
На стадии формирования профессионального самосознания проблемы лиц с ограничениями жизнедеятельности связаны с особенностями внутрисемейных отношений. К этим особенностям относятся: родительская позиция в отношении профессионального выбора ребенка, не всегда адекватная деформаций взаимоотношений. недостаточность компетенции членов семьи в отношении динамики заболевания, медицинских, социальных и трудовых перспектив ребенка.
Другим важным аспектом является: низкая общепрофессиональная информированность, отсутствие сформированности трудовых умений и навыков, профессиональных интересов, а также неадекватность оценки собственных возможностей в будущей трудовой деятельности.
Основной проблематикой, во многом определяющей особенности профессионального самоопределения, может являться характер динамики основного заболевания резкие или постепенные стабилизации или ухудшения состояния, проявлений болезни.
Наиболее часто встречающиеся проблемы субъективного плана в профессиональном самоопределении являются: · незнание своих личных, социальных и профессиональных возможностей и ограничений деятельности, неадекватность самооценки своего образования и последующего трудоустройства; · недостаток информации о доступных профессиях, их характеристиках и предъявляемых к их представителям требованиях, о возможностях получения профессии; · недостаточная социальная адаптация, несформированность важных социальных навыков; · отсутствие общей готовности к труду, инфантильность, низкий уровень активности в профессиональном обучении и трудоустройстве.
Увеличение числа лиц со статусом инвалида и рост экономических затрат на их обеспечение стимулирует поиск новых подходов к организации помощи людям с ограниченными возможностями – в первую очередь, создание системы комплексной профилактики нарушения здоровья, а также развитие теории и использование социальной модели инвалидности, применение современных методов медико- социальной экспертной диагностики и средств реабилитации.
Каждой страной социальная политика в отношении инвалидов разрабатывается согласно экономическому, политическому, культурному развитию, духовно- этическим приоритетам и менталитету общества. В этой связи положение людей, получивших статус инвалида, зависит от эффективности общественного здравоохранения, производственной и внешней среды, возрастных особенностей, традиций, исторических условий и других социально- экономических воздействий.
Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Поэтому необходимо усовершенствовать процесс социально – бытовой адаптации к условиям жизни в социуме и в быту.
Спасибо за внимание!