Основы коррекционно- развивающей работы Киселева Т.Г., канд.психол.наук, доцент
Причины нарушений психического развития детей Экзогенные причины нарушений развития Эндогенные причины нарушений развития
Наследственные факторы: - генетические и хромосомные нарушения Ферментопатия нарушение биохимических процессов
Экзогенные причины нарушений развития Врожденные патологии (пренатальное развитие): Приобретенные нарушения развития
Функциональные особенности мозга (по А.Р. Лурия) энергетический блок или блок регуляции тонуса – регуляция процессов активации, поддержание общего тонуса ЦНС блок приема, переработки и хранения информации включает в себя основные анализаторные системы, корковые отделы которых расположены в задних отделах больших полушарий блок программирования, регуляции и контроля включает отделы коры лобных долей головного мозга и отвечает за целеполагание и произвольное поведение
Общие закономерности аномального развития Развитие происходит неравномерно Созревание психических функций происходит поэтапно Развитие зависит от обучения, воспитания и общения Формирование психики происходит в различных видах деятельности
Специфические закономерности аномального развития Первичный дефект влечет за собой появление вторичных нарушений Вторичные нарушения зависят от степени и качества первичного дефекта Затруднения во взаимодействии с окружающей средой, трудности социальной адаптации Нарушается прием, хранение, переработка и использование информации Замедление темпов развития мышления Наличие компенсаторных возможностей психики
Классификация нарушений развития (дизонтогенеза ) задержанное развитие недоразвитие (олигофрения) и поврежденное развитие (деменция) – умственная отсталость дефицитарное развитие искаженное развитие дисгармоничное развитие
Методы изучения детей с ОВЗ Изучение документации Изучение продуктов деятельности Метод наблюдения Метод беседы Метод эксперимента