Организация критериального оценивания в начальной школе Способность к приобретению знаний – величайшее преимущество
Недостатки пятибалльного оценивания: Ученик ограничен в возможности увидеть личную динамику Отношения учитель – ученик определяются контролирующей функцией учителя Отношения учитель – ученик – родитель определяются субъективностью оценивания Ученик не учится контролировать себя сам Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Критериальное оценивание Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Мероприятия по внедрению критериального оценивания в процесс обучения Создание единой политики оценивания в школе ; Создание нормативно - правовой базы ; Подготовка учителей и родителей к новой системе оценивания ; Определение процедур оценивания ; Разработка технологии проведения урока с использованием критериального оценивания. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Принципы критериального оценивания: Критериальность; Приоритет самооценки; Гибкость и вариативность; Естественность процесса контроля и оценки. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Функции отметки при критериальном оценивании: Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты Определение границ знания-незнания Определение направления коррекционной работы Оценивание личной динамики учащихся Мотивирование учащихся к обучению Формирование действий контроля и оценки Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Виды контроля: По субъекту контроля: взаимоконтроль; самоконтроль; учительский контроль. По месту в учебном процессе: стартовый; рефлексивный; планирующий; пооперационный; диагностико- коррекционный; итоговый. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Виды оценки: Виды оценки: констатирующая; рефлексивная; прогностическая; ретроспективная. Главное качество всех видов оценки – содержательность (критериальность). Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Правила оценочной безопасности: Не скупиться на похвалу. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Не ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Учитель! Начни с собственной самооценки. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Постановка задачи ( что предстоит сделать и где можно использовать данный навык ); План деятельности ( алгоритм, шаги деятельности ); Критерии оценивания ; Оценивание ; Выработка дальнейших действий. Этапы формирования оценочной деятельности Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников « Волшебные линеечки » ( изобретение оценочных шкал самими школьниками ); « Прогностическая оценка » ( оценка своих возможностей для решения задачи ); « Задания - ловушки » ( рефлексия освоенного способа ); « Составление заданий с ловушками » ( определение или видение возможных ошибко опасных мест ); « Составление задачи, подобной данной »; « Классификация задач по способу их решения » ( выделение общего способа действия ); « Обнаружение ошибки »; « Создание помощника »; « Обоснованный отказ от выполнения заданий » ( умение обнаружить границу своих знаний ); « Орфографические софизмы » ( умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач ). Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Что делает учитель Выделяет что должен знать и уметь ученик после конкретного урока ; Подбирает приемы, с помощью которых можно освоить данные знания, а также задания, формирующие данный конкретный навык ; Создает алгоритм действий, решает в каких ситуациях будет применен данный алгоритм ; Совместно с детьми вырабатывает критерии оценивания, совместно с детьми подводит итог деятельности на уроке ; Помогает ученику построить план дельнейшей деятельности. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Что делает ученик Вместе с учителем определяет план своей деятельности на уроке ; Осваивает алгоритм действия или проговаривает шаги своей деятельности ; Совместно с учителем определяет критерии оценивания ; Оценивает свою работу ; Вырабатывает план своей дальнейшей деятельности. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Алгоритм выработки критериев При планировании урока выделить понятия – знать и уметь ; Выделить формируемое умение ; Определить пошаговые операции выделенного умения ; Из пошаговых операций выделить критерии ; Составить таблицу критериев. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
1 класс Ведение « Дневника моего роста »; Использование при самооценке « волшебных линеечек - оценка учителя - оценка ученика Использование таблиц учета своих знаний ; Использование оценочных листов ; Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Пример таблиц учета своих знаний Мои умения УченикУчитель 1. Знаю числа от 1 до Умею записывать цифры от 1 до Умею складывать в пределах Умею вычитать в пределах до 10. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Перспективная цель критериального обучения - достижение полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями Очень высокий уровень – 95 – 100% выполнения ; Высокий уровень – 74 – 84% выполнения ; Средний уровень – 50 – 74% выполнения ; Ниже среднего уровень – 30 – 49% выполнения ; Низкий уровень – менее 30% выполнения Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист
Измерители качества усвоения предмета Качество усвоения предмета, % Отметка по 5- тибиальной системе Отметка по 10- бальной системе 95 – 100«5»«8», «9», «10» 75 – 94«4»«5», «6», «7» 50 – 74«3»«2», «3», «4» Менее 50 «2»«0», «1» Егорова З. М. - учитель начальных классов, методист