ё Спрогнозируйте тему урока ???
Урок русского языка и литературы в 6 классе Раздел долгосрочного плана Климат: погода и времена года Тема урока: Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою»
Ч ародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (1852) Как вы думаете, над какими целями будем работати на уроке? Ф.И.Тютчев
Понимание основной информации, определяя тему, идею текста; определение средств художественной выразительности; определение текста типа описание; Правописание безударных глагольных окончаний. ЦЕЛИ обучения
Учащиеся смогут: - определить тему стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою зимою»; -сформулировати цель текста; - определить, объяснить особенности художественных средств выразительности; -обосновати принадлежность текста к типу описание; -правильно писати безударные глагольные окончания. ЦЕЛИ УРОКА
Предтекстовая работа Чародейка ч Предтекстовая работа колдунья, волшебница, чудесница, ведунья, чаровница, чудодейка.
БАХРОМА Женский род Тесьма для обшивки чего-н. с рядом свободно свисающих шнурков, кистей
МЕЩЕТ??? «Мещет луч косой»… Мещет - устаревшая форма слова «метати», что значит бросати, кидати. Сейчас мы говорим «мечет».
Какой тип речи использовал автор в стихотворении? Как вы думаете почему?
Описание как тип речи 1. Цель дати наиболее полное представление о предмете. 2. Автор приводит признаки описываемого предмета или явления. 3. Описание статично, действие не развивается (описание человека, природы). 4. Ведущая часть речи в этом типе речи имя существительное, имя прилагательное. Ф.И.Тютчев
Анализ стихотворения Учащиеся объединяются в пары. Используя клише, отвечают на вопросы. (при желании можно не использовати клише, а дати ответ самостоятельно) 1 пара – тема и основная мысль 2 пара - описание картины, образов в стихотворении. 3- чувства лирического героя и читателя. 4- средства художественной выразительности и их воздействие. Взаимооценивание по критериям
Критерии оценивания Учащиеся: - определяют тему стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою зимою»; -формулируют идею текста; -определяют средства художественной выразительности; -объясняют воздействие художественных средств выразительности на читателя. Ф.И.Тютчев
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (1852) 1. Ведущая тема. (О чем стихотворение?) Это стихотворение посвящено…. Это стихотворение можно рассматривати как размышление(рассуждение) о … 2. Основная мысль. (Что хотел сказати поэт в стихотворении?) Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказати, что… Здесь высказано мнение автора о … В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) Ф.И.Тютчев
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (1852) 3. Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. В первой строфе возникают образы (существительные)… Во второй строфе автор говорит… В третьей строфе автор использует зрительные образы… Ф.И.Тютчев
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (1852) 4. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? 1. Стихотворение … пронизано … настроением. 2. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от … к …. 3. Настроение стихотворения подчёркивает… Ф.И.Тютчев
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (1852) 5. Какие средства художественной выразительности используются автором в стихотворении?средства художественной выразительности Какое впечатление эти средства оказывают на вас как на читателей? Автор, характеризуя образы, использует художественно- выразительные средства… Сделати картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … (например) Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (зимы и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): Ф.И.Тютчев
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МЕТАФОРА скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА СРАВНЕНИЕ А как(словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв.п.) ОКСЮМОРОНсочетание противоположных по смыслу слов ЭПИТЕТобразное определение ОЛИЦЕТВОРЕНИЕхудожественное определение наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами Ф.И.Тютчев
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (1852) 6. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение? Стихотворение вызывает у меня чувство … Ф.И.Тютчев
Работа в парах Оформите ответы на постерах, у доски защита постеров. Во время ответов остальные пары оценивают согласно критериям Ф.И.Тютчев
Оценивание ответов соклассников по критериям 1234 Ф.И.Тютчев
В стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою зимою» найдите глаголы с безударным окончанием, объясните, пользуясь алгоритмом, их правописание. Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (1852 ) затрепещет – что сделати? затрепетати 1)на –ати – 2)не исключение 3) 1 спр. 4)-ЕТ Вспыхнет Что сделати? 1)на –уть 2)1 спр. 3)-ЕТ Заблещет Что сделати? Заблистати 1)на –ати 2)не исключение 3)1 спр. 4)-ЕТ Что делати? метати 1) на –ати 2) не исключение 3) 1 спр. 4) -ЕТ
Запишите в тетради связный анализ стихотворения, используя все выслушанные ответы на вопросы. Помните, что аргументы нужно подтверждати цитатами из стихотворения. Проверяйте безударные окончания глагола по алгоритму. Ф.И.Тютчев
«Чародейкою зимою» zimoyu-okoldovan/ текст /?aid_refresh=yes зима в картинах русских художников Примерный план анализа стихотворения yazyk/funktsionalno-smyislovyie-tipyi-rechi-opisaniehttp://velikayakultura.ru/russkiy- yazyk/funktsionalno-smyislovyie-tipyi-rechi-opisanie Описание как тип речи Ресурсы
Автор презентации учитель русского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Усть-Каменогорска Кабенова Алия Муслимовна