Раннее детство (от года до трех)
Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная Человек-предмет
Появление соотносящихдействий Развитию соотносящих действий способствуют дидактические игрушки
Развитие познавательной сферы Мышление носит наглядно- действенный характер Начинает формироваться и наглядно-образное мышление Формирование сенсорики
Сензитивный период развития речи Речь ситуативная Речь имеет характер диалога Увеличивается словарный запас К 1 году словарь ребенка - 10 слов; К 1 г.8 м слов; К 2 г слов и более; К 3 г слов.
Физиологическое созревание Прямохождение Свободное овладение пространством Совершенствование обработки информации и организации деятельности Сравнительно малые размеры конечностей, увеличены размеры головы и туловища Появление зубов( в среднем первый зуб прорезается в месяцев; к 2 годам ребенок имеет 20 зубов)
Личностное развитие Формируются волевые качества Закладывается самостоятельность, относительная независимость Зарождается самосознание (узнавание себя на фото, в зеркале) Развивается половая идентичность Развитие самости («я», «мое», «я сам/могу»)
Социальная ситуация раннего детства Взрослый: остается для малыша источником любви, защиты и главным условием его существования важен тактильный контакт осваивается язык ощущений интересы целиком сосредоточены на близких людях, на семье пока нет особой потребности в общении со сверстниками( до 2-х лет)
Сверстники: Видят отражение самого себя в сверстнике (не реагируют на национальность, способности, личностные качества) Ровесник- равное существо Подражание друг другу Яркие эмоции Эмоционально-практическое взаимодействие
Кризис 3-х лет Всплеск самостоятельности Начинает задавать бесконечные вопросы обо всем Появление аффективных реакций Повышенная эмоциональная возбудимость, капризы