Возрастная психология Особенности развития от рождения до старости
Младенчество Это период от рождения до 1 года 2 под-периода – новорожденность (кризис) до 2-3 месяцев и собственно младенчество Теория родовой травмы – импринтинг – привязанность к матери Комплекс оживления Боязнь 7-месячных – симптом базового доверия (или недоверия) к людям Ведущая деятельность -- интимно личностное общение с матерью
Раннее детство Это период с 1 года до 3 лет Кризис 1 года – ходьба, речь, воля Ведущая деятельность – манипуляции с предметами Развиваются восприятие, память, эмоции Сенситивный период для развития моральных норм или агрессивности, родной речи Кризис 3 лет – негативизм, упрямство, строптивость
Дошкольный возраст Это период с 3 до 7 лет Ведущая деятельность - игра Высокий уровень познавательной активности – возраст «почемучек» Формирование сенсорных эталонов Развитие воображения -- детские сказки Общение со взрослыми: ситуативно- личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное Детские шалости, ложь, воровство
Младший школьный возраст Готовность к школе Кризис 7 лет – соподчинение мотивов, интеллектуализация аффекта, чувство взрослости, непроизвольная произвольность Ведущая деятельность – учеба, новообразование – учебные навыки, учебная мотивация Учитель – авторитет, кумир Школьная дезадаптация
Подростковый возраст Период с до 21(22) лет Ведущая деятельность – общение со сверстниками Новообразование – коммуникативные навыки и социальные роли; теоретическое мышление; рефлексия Конфликты с родителями Снижение интереса к учебе
Юношеский возраст Период с 10 (11) до 14 (16) лет Ведущая деятельность – учебно- профессиональная деятельность Новообразование – личностное и профессиональное самоопределение; теоретическое мышление; высшие чувства «Одиночество в толпе» Неформальные молодежные объединения