НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» ТЕМА ДИПЛОМА: Криминологическая характеристика взяточничества в органах государственной власти и социальной защиты населения Исполнитель: обучающийся гр. ПСО Ульянов Иван Николаевич
Известно, что ядро коррупции составляет взяточничество, которое относится к наиболее опасным и распространенным преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Взяточничество Взяточничество - это предусмотренное ст УК умышленное общественно опасное активное поведение, подрывающее авторитет органов власти (управления), интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Тема моей дипломной работы актуальна, так как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах социальной защиты населения, органах местного самоуправления наносят непоправимый вред авторитету органов власти, снижают эффективность их деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с изучением криминологической ситуацией взяточничества в органах государственной власти и социальной защиты населения, с уголовной ответственностью за взяточничество, установленной в Российской Федерации, а также системой мер предупреждения и профилактики взяточничества. Предмет исследования – законодательство Российской Федерации, устанавливающее уголовную ответственность за взяточничество, положения криминологической науки и науки уголовного права, правоприменительная практика в рассматриваемой сфере. Цель работы – охарактеризовать с криминологической точки зрения взяточничество в органах государственной власти и социальной защиты населения.
Достигнуть поставленной цели возможно через выполнение следующих задач: 1. Проанализировать состояние, структуру, динамику взяточничества в органах государственной власти и социальной защиты населения; 2. Дать криминологическую оценку факторов, которые обуславливают взяточничество в органах государственной власти и социальной защиты населения. 3. Рассмотреть уголовно – правовые меры борьбы со взяточничеством. 4. Выделить основные меры борьбы со взяточничеством в органах государственной власти и социальной защиты населения.
Поставленные во введении задачи к работе были решены со следующими результатами: 1. В целях анализа состояния, структуры и динамки взяточничества в России мной были проанализированы статистические данные о состоянии взяточничества. По данным МВД РФ, в 2016 г. зарегистрировано 5300 тыс. преступлений по ст. 290 УК РФ – Получение взятки. Предварительно расследовано 4900 тыс. преступлений, в суд направлены 4800 тыс. преступлений. Не раскрыто всего 58 преступлений в 2016 г. К уголовной ответственности по-прежнему привлекаются государственные служащие и представители власти лишь низовых звеньев. Что касается динамики взяточничества, то можно выделить следующие закономерности, так, в 2010 г. зарегистрировано 7700 тыс. преступлений, а в 2016 г тыс. преступлений, таким образом, можно предположить, что показатели взяточничества в Российской Федерации уменьшаются. Но если мы проанализируем показатели, например, 2011 г, 2012 г, 2013 г. то увидим, что показатели колеблются и не прослеживается тенденции на спад взяточничества, так как показатель 2012 г. уменьшился по отношению к 2011 г., но в 2013 г. он вновь увеличился и достиг значения 2011 г.
2. Факторами, которые обуславливают получение взятки являются те, которые связаны с: а) с особенностями служебной среды (в настоящее время условия службы большинства чиновников, размер оплаты их труда, не позволяет достойно жить им и их семьям, к сожалению, и зачастую влияют на формирование корыстной мотивации служащих, провоцируют их на совершение преступлений; б) условиями службы (наличие во многих учреждениях ситуативного, а не нормативного типа управления, который позволяет служащим решать многие вопросы по своему усмотрению); в) с характеристикой самих служащих (к числу этих характеристик относятся такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм); г) с состоянием социального контроля за их служебной деятельностью (недостатки планирования, нарушение дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.). Выделяют также политические причины и условия, которые заключаются в высокой нестабильности политического устройства общества на всех уровнях, противоречие между потребностями и возможностью общества по их удовлетворению.
Взяточничество включает в себя разные преступления: дачу взятки и получение взятки, посредничество во взяточничестве. Субъективная сторона данных преступлений характеризуется виной в виде прямого умысла. При получении взятки виновный осознает, что он получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя либо оказывает ему покровительство или попустительствует с использованием при этом своего служебного положения. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16 лет.
Взятка Получение Дача Субъект - специальный Субъективная сторона – прямой умысел Субъект - общий Посредничество во взяточничестве Мелкое взяточничество
Предмет взятки Деньги Ценные бумаги Иное имущество Услуги имущественного характера
Меры борьбы с коррупционной преступностью включают меры, направленные на предупреждение, выявление, учет и пресечение коррупционных преступлений, реализацию мер ответственности за такие преступления, возмещение причиненного ими вреда, а также на осуществление контроля над реализацией данных мер. Основные меры борьбы со взяточничеством: - политические меры (например, повышение эффективности деятельности федеральных органов власти, наделенных полномочиями в сфере борьбы с коррупционной преступностью (к таким органам следует относить: законодательные органы, правоохранительные органы, (Следственный комитет РФ, МВД России, ФСБ России); - нормативные правовые меры (нормативные правовые акты принимаются на всех трёх уровнях власти); - организационные меры (например, мониторинг - сбор информации, ее оценка, анализ и прогноз) коррупционной преступности; антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов; подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью); - система информационных мер (например, антикоррупционную пропаганду, т.е. распространение информации с целью создания атмосферы осуждения и неприятия взяточничества). Меры борьбы с коррупционной преступностью включают меры, направленные на предупреждение, выявление, учет и пресечение коррупционных преступлений, реализацию мер ответственности за такие преступления, возмещение причиненного ими вреда, а также на осуществление контроля над реализацией данных мер. Основные меры борьбы со взяточничеством: - политические меры (например, повышение эффективности деятельности федеральных органов власти, наделенных полномочиями в сфере борьбы с коррупционной преступностью (к таким органам следует относить: законодательные органы, правоохранительные органы, (Следственный комитет РФ, МВД России, ФСБ России); - нормативные правовые меры (нормативные правовые акты принимаются на всех трёх уровнях власти); - организационные меры (например, мониторинг - сбор информации, ее оценка, анализ и прогноз) коррупционной преступности; антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов; подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью); - система информационных мер (например, антикоррупционную пропаганду, т.е. распространение информации с целью создания атмосферы осуждения и неприятия взяточничества).
По данным Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
По данным Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2016 году в Иркутской области
Упростить действующее законодательство Ликвидировать правовую неграмотность населения Прописать регламент для каждого чиновника Проведение антикоррупционной работы с населением Контроль общества за действиями производимыми чиновниками любого уровня