ВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Выполнила: Бабаева Таисия Группа: ПиП-16-1 Преподаватель: Бокижанова Г.К.
Глоссарий Воспитание Принцип Закономерность Принципы воспитания Движущие силы Закономерности воспитания
Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Воспитание является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности В широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему Формирование – становление личности в процессе воспитания
Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Перевоспитание – это сознательный и целенаправленный процесс по ликвидированию личностных качеств противоречащих человечеству, в том числе противоправных деяний, корректировка поведения ребенка и устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения
Перевоспитание – вид воспитания, целью которого является устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей : -целенаправленность-многофакторность-комплексность-двусторонний характер-вариативность -неопределенность результатов -непрерывность
Принципы воспитания это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов.
Принцип – это требование к тому, что имеется
Принципы: Общественная направленность Связь с жизнью и трудом Опора на положительное Гуманизация Личностный подход Единство воспитательных воздействий
Закономерности воспитания: - это устойчивые и повторяющиеся связи, с помощью которых достигаются эффективные результаты в развитии и формировании личности
Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно- воспитательную работу
1. Единство целей, содержания и методов воспитания. 2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе. 3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. 4. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 5. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.
6. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. 7. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 8. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 9. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. 10. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Таким образом, воспитание это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте педагоги».