Вальдорфский детский сад Когда в 1919 году в Германии Рудольф Штайнер предложил открыть при табачной фабрике «Вальдорф Астория» маленькую школу для детей рабочих и едва ли кто-то мог предположить, что спустя десятилетия вальдорфская педагогика завоюет сердца многих тысяч родителей, педагогов и детей во всем мире.
В нашей стране первый вальдорфский детский сад был создан в Москве в 1987 г. по инициативе одной многодетной мамы. В 1991 г. открылся московский семинар вальдорфской дошкольной педагогики, где проходят подготовку воспитатели детских садов. В настоящее время в России работает около 50 вальдорфских детских садов. Основной задачей вальдорфской педагогики было стремление создать равные условия для детей с различными способностями и социальным происхождением.
Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. Всякое вмешательство в его жизнь, всякое давление искажают его природу и принуждают к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого. Таким образом, следовало отказаться от какого-либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, отказаться от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных «запретов», существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от других дошкольных учреждений.
Первый из них это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Второй запрет- это запрет на всякую оценку ребенка.
Главный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики это подражание воспитателю. Р. Штайнер писал: «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам это и есть здоровое состояние ребенка».
Поскольку в вальдорфской педагогике нет определенной программы или методики, можно с уверенностью сказать, что воспитатель вальдорфского детского сада это высокий профессионал, непрерывно работающий над собой, мастер своего дела. В этой педагогической системе просто не может быть «средних» и неквалифицированных воспитателей.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Специфическое для вальдорфской педагогики занятие эвритмия (или ритмика). В детскому саду особое место занимает ритм дня, который состоит четырёх фаз: -Первая фаза дня «выдох» свободные занятия или игра; -Вторая фаза дня «вдох» утренний «Круг» (райген) приём пищи; -Третья фаза дня «выдох» игры и прогулка на свежем воздухе; -Четвертая фаза дня «вдох» сказка.
ОБОБЩИМ Таким образом, среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики - её гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности,
Вместе с тем вальдорфские детские сады остаются достаточно узким, элитарным направлением педагогики и вряд ли смогут приобрести массовый характер. Дело в том, что они предъявляют чрезвычайно высокие требования к педагогическому составу не только личностные, но и профессиональные. Воспитатель такого детского сада должен пройти длительную специальную подготовку и стажировку под руководством опытных специалистов, что, естественно, не дает возможности расширять это направление. Вальдорфская педагогика достаточно закрытая система, куда не допускаются посторонние наблюдатели или контролеры. Каждый взрослый, присутствующий в группе, должен принимать реальное и продолжительное участие в жизни детей. Это относится и к родителям.
Вальдорфский детский сад (фото)