Социогенетический подход Роль воспитания и факторов внешней среды в развитии личности Харарбахова Матрена ИП-ПС-15
Введение Сторонники социогенетического подхода признают роль воспитания и факторов внешней среды (условий жизни, культурных факторов, поведения матери) в качестве главных факторов, лежащих в основе развития человека и формирования его поведения. Развитие есть процесс создания совершенно нового. Сторонники этого подхода делают акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития.
Социогенетический подход к развитию личности Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. При этом игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Социогенетический подход акцентирует внимание на социальных факторах развития, процессах социализации. В социогенетическом походе выделяются несколько основных теорий формирования и развития личности: теория социализации теория научения теория ролей
Подходы 1. Психика человека на момент рождения представляет собой «чистую доску» и всё можно сформировать в результате воздействия окружающей среды Теория классического обусловливания Дж.Уотсона - стимул вызывает реакцию Теория оперантного обучения Б. Скиннера - поведение формируется (научение происходит) посредством позитивного и негативного подкрепления
Теория социального научения Н.Миллера и Дж.Долларда ( 1 поколение) Они считают, что наряду с классическим и оперантным научением, существует научение путем подражания и имитации, посредством которых формируется поведение. Они исследовали социальное научение в процессе воспитания ребенка. Именно социальному научению они отводили ведущую роль в социализации ребенка, под которой понимали продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.
Теория социально-когнитивного научения А.Бандуры (2 поколение) Поведение формируется (научение происходит) посредством наблюдения за последствиями поведения других людей, что служит побуждением к повторению или отказу от такого поведения. новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Человек много в поведение приобретает через наблюдение, мы наблюдаем, как делают другие, а затем повторяем. Или мы наблюдаем последствия поведения и повторяем подобное поведение или нет. Бандура в проблему научения включил когнитивный компонент. Так, в социально-когнитивной теории делается акцент на мышлении как части научения.
Теория социального научение ( 3 поколение) Уделяют внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Итак, развитие в социогенетических теориях рассматривается как процесс количественного накопления навыков, связей, приспособлений. Представители этого подхода полагают, что ребенок входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый должен провести его по нему, чтобы в результате он стал похож на него
Вывод концепций Ребенок развивается посредством приспособления к обществу, усваивая его привычки и нормы. Представления о наследственной и средовой детерминации развития личности отличаются поразительной жизнестойкостью. Вместе с тем, лежащий в их основе линейный детерминизм уже в самом начале вызывал оппозицию. К концу ХХ века дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях. Результаты экспериментальных исследований в этой области показали, что за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятыми сами по себе, и различия между людьми, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Итог исследований лишний раз убедил ученых.
Заключение Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Следственно и формирование личности также связано с влиянием на неё людей. Ведь человек становится человеком только в обществе. Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Акцент в социогенетической теории делается на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность. И психологи, изучающие эту теорию, усматривают источники и движущие силы развития главным образом во внепсихических факторах.