Роль это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Роль это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции.
Необходимо разграничить командную и функциональную роль человека Командная роль Функциональная роль это поведенческая характеристика. Этот термин характеризует поведение и взаимодействие человека на работе. это список требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность. относится к служебным обязанностям, которые должен выполнять человек, обладая необходимыми для работы навыками и опытом.
Трудности при принятии роли: Ролевая неопределенность возникает тогда, когда человек не знает, что от него точно требуется. Ролевая перегрузка возникает в тех случаях, когда от исполнителя роли ожидается слишком много (и он это принимает). Ролевой конфликт возникает, если предъявляемые требования являются противоречивыми. Ролевая недогрузка возникает, если от человека ожидается выполнение слишком незначительной работы.
Для успешного исполнения командной роли в одном человеке должны соединиться 3 контура: Ему должны быть поручены соответствующие задачи. У него должна быть сформирована психологическая готовность к их решению. Должны быть соответствующие способности.
Способы овладения командными ролями: Создание роли Принятие роли Ролевое самоопределение
Система подбора и создания команд с учетом соблюдения баланса сильных сторон и «допустимых слабостей» участников стала стандартом в бизнесе.
8 основных ролей, формирующих идеальную команду: реализатор координатор творец генератор идей исследователь эксперт дипломат исполнитель
Результаты диагностики
Баланс команды, с точки зрения командных ролей, «предпочтения» людей к той или иной роли, повышает эффективность работы.