Инструменты СМК Н.Пименова
Потребность в обеспечении качества выражается через ряд требований потребителя к продукции. Конкретные требования к характеристикам (свойствам) продукции, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества. Измерением показателей качества объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия Основные показатели качества продукта и их измерение.
Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимой для принятия решений на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Что включает в себя понятие «оценка качества»?
градация качества категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству уровень качества относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке) мера качества при выполнении точных технических оценок относительное качество при сравнении объектов требования к качеству выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки В процессе оценки качества используются следующие термины:
Показатели качества это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Что такое «показатели качества» и какими они бывают?
Показатели качества по отношению к свойствам продукции Показатели качества по количеству отражаемых свойств Показатели качества по методу определения Показатели качества по стадиям определения Показатели качества по размерности отражаемых величин Показатели качества по значимости при оценке Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества:
Основные типы показателей качества Признак классификации Типы показателей 1. Отношение к свойствам продукции 1. Назначения 2. Надежности 3. Технологичности 4. Эргономические 5. Эстетические 6. Стандартизации 7. Патентно-правовые 8. Экономические 2. Количество отражаемых свойств 1. Единичные 2. Комплексные 3. Метод определения 1. Инструментальные 2. Расчетные 3. Статистические 4. Органолептические 5. Экспертные 6. Социологические 7. Комбинированные 4. Стадия определения 1. Проектные 2. Производственные 3. Эксплуатационные 4. Прогнозируемые 5. Размерность отражаемых величин 1. Абсолютные 2. Приведенные 3. Безразмерные 6. Значимость при оценке качества 1. Основные 2. Дополнительные
Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Показатели надежности характеризуют способность продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно- технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании. Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек изделие окружающая среда». Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.). Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам. Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.
Квалиметрия это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем). Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи: разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей разработку единых методов измерения и оценки показателей качества разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции Какие методы оценки качества продукции применяют в квалиметрии? Что такое квалиметрия, и какие задачи она решает?
инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения. расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий) органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов- экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода оценка качества катания фигуристов. социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:
Перечисленные показатели качества и методы их измерения, в основном, относятся к производству. А какими показателями может воспользоваться компания для оценки других направлений своей деятельности? Действительно, для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала. Например, показателями качества маркетинговой деятельности Вашей компании могут выступать полнота, достоверность и актуальность собираемой отделом маркетинга информации, точность прогнозов динамики рынка, соответствие реального объема сбыта запланированному и т.п. Основными методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный.
Контроль качества это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам (показателями качества). Современные инструменты контроля качества это методы, которые используются для решения задачи количественной оценки параметров качества. Такая оценка необходима для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения ее качества и т. д. Применение статистических методов весьма действенный путь разработки новых технологий и контроля качества процессов. Инструменты контроля качества
Современные подходы к управлению качеством предполагают внедрение системы контроля показателей качества продукта на всех этапах его жизненного цикла, начиная от проектирования, и заканчивая послепродажным обслуживанием. Основная задача контроля качества не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В том случае, если параметры продукции не соответствуют заданным показателям качества, система контроля качества поможет Вам оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствия и устранить их. Какова роль контроля в процессе управления качеством?
Все зависит от специфики производства. Если оно носит единичный или мелкосерийный характер, то можете подвергнуть продукцию сплошному т.е. 100-процентному контролю. Сплошной контроль, как правило, является довольно трудоемким и дорогостоящим, поэтому в крупносерийном и массовом производстве обычно применяют так называемый выборочный контроль, подвергая проверке лишь часть партии продукции (выборку). Если качество продукции в выборке отвечает установленным требованиям, то вся партия считается качественной, если нет вся партия бракуется. Однако при таком методе контроля сохраняется вероятность ошибочного бракования (риск Поставщика) или, наоборот, признания партии изделий годной (риск Заказчика). Поэтому при выборочном контроле, заключая контракт на поставку своей продукции, Вы должны будете оговорить обе возможные ошибки, выразив их в процентах. Нужно ли контролировать всю продукцию, которую выпускает наше предприятие?
Существуют различные методы контроля качества продукции, среди которых особое место занимают статистические методы. Многие из современных методов математической статистики довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса управления качеством. Поэтому японские ученые отобрали из всего множества семь методов, которые наиболее применимы в процессах контроля качества. Заслуга японцев состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их в инструменты контроля качества, которые можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки. В то же время, при всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам при необходимости совершенствовать их. Какие методы чаще всего используют в процессе контроля качества?
Инструменты контроля качества