Особенности взаимодействия педагогов МДОУ в работе с детьми коррекционных групп На сегодняшний день очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Успех коррекционной работы в логопедических группах заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов детского сада.
-Совместное обследование детей. -Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративно-тематическим планом. -Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ. -Тематические мини-педсоветы. -Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе. -Консультации для специалистов. -Семинары-практикумы. -Проведение интегрированных занятий и совместных речевых праздников. -Взаимопосещение и анализ занятий. -Анкетирование, деловые игры, мастер-классы. Формы взаимодействия специалистов:
Взаимодействие логопеда и воспитателя В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков. Приемы работы: ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями; проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики; проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели. создание в группе условий, способствующих активизации речи детей; систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты; объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Взаимодействие логопеда и психолога Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов. Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка. Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности. Приемы : Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов; Приёмы арт терапии и музыкотерапии; Приёмы телесно-ориентированной психотерапии. Психокоррекционные игры.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыка терапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия. На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться: музыкальные произведения различных жанров; логоритмические упражнения; упражнения на развитие координации между движением и словом; игры и упражнения на развитие дыхания; игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность). упражнения на развитие мимических движений.
Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре. Задачи : постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания); развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук); расширение и обогащение лексического запаса.
Взаимодействие с семьей Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года. Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией ; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним ; уметь правильно реагировать на проблемы ( помогать преодолевать их ) и достижения ( радоваться успехам ). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя : анкетирования, опросы, родительские собрания, индивидуальные и групповые встречи, консультации, просмотры занятий, дни открытых дверей, домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями, тематические вечера « Уроки для родителей », тематические выставки.
Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.