ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Урок не может не меняться! Аргументы в пользу этого утверждения: Появились образовательные стандарты. Утвержден новый Федеральный Базисный учебный план. Внедряются информационные технологии. Организация Единого государственного экзамена.
Концепция напрямую связана с уроком Ребенок значительную часть времени в школе проводит на уроке, где реализуются основные задачи модернизации. Современный урок – это основной механизм усвоения школьниками стандартов образования. На уроке формируются компетентности ребенка, представляющие собой одну из главных идей модернизации. Урок является наиболее важной формой индивидуального подхода к ребенку.
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Наиболее общие подходы к организации современного урока: усиление его социальной направленности; практико-ориентированность образования; направленность на развитие мышления, практических навыков; расширение различного рода элективных курсов, коллективных форм работы; дифференциация образовательного процесса.
Что произошло с уроком за последние лет? Какие системные научно- педагогические и методические изменения произошли в уроке и вокруг него? Насколько он способен решать поставленные задачи?
Основные тенденции влияющие на урок как систему: новое содержание образования; становление различных (можно назвать три) моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
Модели дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков. I. «Традиционная»: - триединая цель урока; - план-конспект; - формы обучения; - методы и приемы обучения; - типы уроков и другие. II. «Технологическая»: - технологическая карта тематического и поурочного планирования; - технологический прием; - этап технологии; - задача этапа и диагностика его эффективности.
развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско- зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно- коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дистанционного обучения и др.
Модели дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков. III. «Компетентностная» ключевые и базовые компетентности; - опыт ребенка; - умение решать жизненные ситуации; - психолого-педагогическая ситуация и другие.
Модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока.
Рейтинг оценивания содержания учебного материала 1. Адекватная учебным возможностям степень трудности учебного материала. 2. Соответствие поставленным целям урока. 3. Научность и доступность учебного материала. 4. Связь теории и практики. 5. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 6. Использование межпредметных связей.
Используемые методы обучения 1. Объяснительно- иллюстративные. 2. Частично-поисковые. 3. Проблемные. 4. Репродуктивные. 5. Исследовательские.
Основные тенденции в основной школе. Отрицательные: - учебный материал часто не вызывает заинтересованности у школьников; - неэффективность форм урока : - преобладают объяснительно-иллюстративные методы обучения. - отсутствует реализация принципа сотрудничества (субъект-субъектные отношения)
Согласно концепции модернизации, основная идея заключается в широком использовании проектной деятельности учащихся основной школы.
Урок в основной школе, согласно идеям модернизации образования, должен иметь проектную направленность, предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую высокий уровень познавательного интереса школьников..
Вопросы совершенствования урока в основной школе развитие коммуникативной и познавательной компетентности школьников; профориентация и предпрофильное обучение; развивающее обучение; использование новых форм оценивания и другие.
Основная цель уроков в старшей школе связана с формированием социально грамотной и мобильной личности.
Рейтинг оценивания содержания учебного материала в старшей школе: 1. Научность и доступность учебного материала. 2. Соответствие поставленным целям урока. 3. Адекватная учебным возможностям степень трудности учебного материала. 4. Связь теории и практики. 5. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 6. Использование межпредметных связей.
Используемые методы обучения (ранжированный ряд): 1. Частично-поисковые. 2. Проблемные. 3. Объяснительно-иллюстративные. 4. Исследовательские. 5. Репродуктивные.
Наиболее типичные оценки урока экспертами
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Планирование урока Формальная часть выглядит так: Урок __________ Тема:____________ Цель:____________ Задачи: обучающие:_____________ развивающие:__________________ воспитывающие:_______________ Оборудование:________________ ______________________________ Последовательность отдельных этапов урока.
Планирование урока Содержательная часть - состоит из двух частей: 1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так : Этап урока Что делают ученикиучитель
Система анализа урока