ПОДГОТОВИЛА:СТ. ГР. 3МЕН Б КАСЫМОВА РАМИЛЯ Управление активами предприятия
Активы предприятия – экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Управление активами предприятия осуществляется в разрезе двух их видов: оборотных и внеоборотных активов.
Основные задачи управления активами ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ АКТИВОВ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ
Этапы управления активами 1 этап Оптимизация соотношения оборотных и внеоборотных активов 2 этап Соотношение между активной и пассивной частью внеоборотных активов 3 этап Соотношение трех основных видов оборотных активов
Особенности внеоборотных активов Положительные: Практически не подвержены потерям от инфляции, в бухгалтерском учете в этих целях имеется возможность ежегодной их переоценки Меньший коммерческий риск потерь в процессе операционной деятельности Способность генерировать стабильную прибыль Отрицательные: Подверженность моральному износу Слабо поддаются оперативному управлению Являются слабо ликвидными активами и не могут служить средством обеспечения потока платежей, обслуживающего операционную деятельность предприятия
Особенности оборотных активов Положительные: Высокая степень структурной трансформации Способность легко изменяться в процессе диверсификации деятельности Высокая ликвидность и легкость управления Отрицательные: Часть оборотных активов подвержена потере стоимости вследствие инфляции, запасы товарно-материальных активов постоянно подвержены потерям вследствие естественной убыли Временно свободные активы практически не генерируют прибыль, более того, вызывают дополнительные операционные затраты по их хранению Значительная часть оборотных активов подвержена риску потерь в связи с недобросовестностью партнеров, а иногда и персонала
Для количественной оценки эффективности управления активами используется показатель оборачиваемости активов Оа = ВР / (Ао+Ав) Оборотные активы Внеоборотные активы Активы Выручка от реализации Оборачива- емость активов
Внеоборотные активы предприятия – это часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнение работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев и способные приносить экономические выгоды (доход в будущем), при этом организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов. К внеоборотным активам относятся: · нематериальные активы; · основные средства; · доходные вложения в материальные ценности; · финансовые вложения, возврат которых ожидается не ранее чем через год; Нематериальные активы (НМА) – это неденежные активы, не имеющие физической формы.
НМА В составе НМА могут учитываться: · произведения науки, литературы и искусства; · программы для электронных вычислительных машин; · изобретения; · полезные модели; · селекционные достижения; · секреты производства (ноу-хау); · товарные знаки и знаки обслуживания. Также в составе НМА может учитываться деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Процесс управления внеоборотными активами предприятия часть общего процесса управления активами предприятия, организующий финансовое обеспечение их приобретения, обновления и высокую эффективность их использования.
УПРАВЛЕНИЕ ВНЕОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ Амортизационная политика Реинвестирование прибыли Альтернативы самофинансированию обновления
Оборотные активы совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла.
Классификация оборотных активов По видам оборотные активы можно подразделить: оборотные производственные активы. К ним относятся сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др., а также незавершенное производство и расходы будущих периодов; оборотные активы в обращении. Это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные (дебиторская задолженность) а также денежные средства в кассе и на счетах
Политика управления оборотными активами – совокупность мер, направленных на рационализацию и оптимизацию объема, состава и источников финансирования оборотных активов с целью повышения эффективности их использования.
Для управления оборотными активами необходимо знать: Величину оборотных активов Величину чистых (собственных) оборотных средств Структуру оборотных средств (в процентах) Оборачиваемость отдельных элементов оборотных средств Рентабельность текущих активов Длительность финансового цикла
Управление оборотными средствами представляет собой непрерывный процесс, при котором каждая фирма стремится как можно больше, но без вреда своей деятельности сократить период обращения денежных средств, т.е. финансовый цикл.
Производственные запасы включают сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию. Достаточный запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Заказ на крупную партию материальных ресурсов хоть и приводит к образованию больших запасов, но дает выгоду от скидки с цены приобретения. Большой запас готовой продукции исключает возможность дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Кроме того, предприятие, имея достаточный запас готовой продукции, может предоставлять скидку клиентам, стимулируя сбыт своей продукции. Задача финансового менеджера - выявить и сравнить затраты и результаты, связанные с наличием запасов.
Дебиторская задолженность это неоплаченные счета за поставленную продукцию (счета к получению). Задачами управления дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, разработка и своевременный пересмотр условий кредитной политики, повышение эффективности процедуры сбора долгов (инкассационной политики).
Денежные средства и их эквиваленты наиболее ликвидная часть оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах. Эквиваленты денежных средств -ликвидные краткосрочные финансовые вложения: ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.
Стратегии управления оборотными средствами ОСТОРОЖНАЯ, РАССЛАБЛЕННАЯ СТАТЕГИЯ – предполагает относительно высокий уровень денежных средств, товарно-материальных запасов и ликвидных ценных бумаг ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ – заключается в том, что денежная наличность, ценные бумаги, товарно-материальные запасы и дебиторская задолженность сведены до минимума УМЕРЕННАЯ СТРАТЕГИЯ представляет собой нечто среднее между осторожной и ограничительной стратегией управления оборотными активами
Спасибо за внимание