Женские образы в романе «Война и мир»
Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда.( гг.)
В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они поделены Л.В. Толстым на две группы. К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света. Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.
Образ Наташи Ростовой Очаровательная, полная жизни Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где вяло течет пустая светская беседа. Вместе с Наташей в этот чинный, чопорный мир как бы врывается свежее дыхание жизни. Ей чужды притворство и лицемерие. Вероятно, развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, и взаимопонимания.
Наташа отличается от других героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает, как художественно одаренный человек. Она страстная натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Болконского, она не способна думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильной пыткой. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья. В финале романа Толстого мы видим уже не очаровательную и подвижную девушку, а зрелую сильную женщину, любящую жену и мать. С прежней страстью Наташа отдается заботам о муже и детях. Все свои силы она посвящает воспитанию детей.
Образ Сони В Соне нет такого внутреннего огня, как в Наташе. Соня милая, честна, добрая. Она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви она не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его.
Образ Марии Болконской Живой Наташе противопоставляется в романе кроткая и нежная княжна Марья, в которой смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная Болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина.
С особой мощью, твердость и сила характера этой скромной девушки, обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Очень важное качество Марьи естественность, безыскусственность. Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого, окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова.
Образ Анны Шерер На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой героиней. Когда заговорили об императоре, лицо Анны Павловны «представляло глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Вот это «представляло» сразу ассоциируется с игрой, с поведением искусственным, а не естественным. Несмотря на свои 40 лет, она «преисполнена оживления и порывов». Представляя героиню, Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь к ней. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться»
Элен Курагина Элен воплощение внешней красоты.Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Она цинично следует законам светского общества и поэтому пользуется его уважением. Для великосветской красавицы брак путь к обогащению.. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. Я не такая дура, чтобы иметь детей, произносит она кощунственные слова
. Л. Н. Толстой Нет величия там,где нет простоты,добра и правды.