КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОДГОТОВИЛА ОСИПОВА ВАРВАРА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИКА – достаточно осознанное самостоятельное направление языкознания, изучающее общественную обусловленность возникновения, развития и функционирования языка, воздействие общества на язык и языка на общество. Общественная обусловленность - комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ Социолингвистика имеет междисциплинарный характер т.к. развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии. Проявление междисциплинарного характера – в используемом ею понятийном аппарате, который использует как языковые, так и социальные, психологические признаки и понятия (языковой коллектив, языковое сообщество, социолект, гендерлект, языковая ситуация и др.).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕРМИНА Термин «социолингвистика» впервые был употреблен американским исследователем Х. Карри в 1952 г. Другие наименования: «социология языка», «социологическая лингвистика», «социологическое языкознание», «лингвистическая социология», «лингво социология», «социальная лингвистика». Некоторые из этих терминов закреплены за определенными научными школами: «социология языка» (российское языкознание е годы ХХ в.), «социологическая лингвистика» (французская школа – е годы ХХ в.), «социальная лингвистика» (60-80-е годы ХХ в.). «социолингвистика» (наст вр.)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Этап зарождения социолингвистики 2.«Психологическое языкознание» 19 века 3.«Социолингвистика» первой половины 20 века 4.«Социолингвистика» второй половины 20 века 5. Современная социолингвистика
ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ Франция, середина ХVI века, Иохим Дю Белле «Защита и прославление французского языка» (1549 г.): «язык продукт сознательного творчества человека, отвечающий требованиям социальных условий жизни». Испания, начало XVII века, профессор философии Саламанкского университета Гонсало де Корреас писал о социальном расслоении языка: "Нужно отметить, что язык имеет кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей».
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ» 19 ВЕКА Языковеды ХIХ века фактически не разделяли науку о языке на «чистую» лингвистику и «социальную», рассматривая факты языка и речи в тесной связи с социальными и психологическими факторами. Иван Александрович Бодуэн де Куртене ( гг.), основатель Казанской лингвистической школы, одним из первых определил лингвистику как науку психологическую и социальную. Французские социологи Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и Г. Тард заложили фундамент для изучения языка как социального явления. Мишель Бреаль «Очерк семантики», конец XIX в.: «Язык представляет собой человеческий акт и не имеет реальности вне деятельности человека».
«СОЦИОЛИНГВИСТИКА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА Общая направленность - исследования языковых фактов и явления с позиций их обусловленности социальными причинами. идея о том, что все средства языка распределены по сферам общения( Ш. Балли); идея социальной дифференциации единого национального языка в зависимости от социального статуса его носителей - работы русских и чешских языковедов; обоснование социально-исторического подхода к языку и необходимости включения социального аспекта в диалектологию – немецкая лейпцигская школа: Т. Фрингс; идея связи языка с социальными процессами и особой социальной роли литературного языка - пражская школа: В. Матезиус, Б. Гавранек, Й. Вахек; распространение методов, применявшихся при изучении сельских диалектов, на исследование языка города - российская научная школа: Б. А. Ларин; обоснование необходимости социальной диалектологии, наряду с диалектологией территориальной - российская научная школа: Е. Д. Поливанов; важность изучения жаргонов, арго и других некодифицированных сфер языка для понимания внутреннего устройства системы национального языка - российская научная школа: Б. А. Ларин, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев.
«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СОЦИОЛОГИЗМ» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА Французская школа, «лингвистический социологизм». Изучение связи между языковыми и общественными явлениями. Общие положения в работах представителей лингвистического социологизма (Фердинанд Брюно (Brunot ), Альбер Доза (Dauzat 1930,), Жозеф Вандриес (Вандриес 1937): 1) рассмотрение языка как единой целостной системы; 2) вывод о том, что язык является социальным продуктом; 3) установление связи между языковыми явлениями и социальными факторами.
«СОЦИОЛИНГВИСТИКА» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА Характерная черта социолингвистики второй половины 20 столетия – переход от работ общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, математически выверенному описанию конкретных фактов. Можно считать, что социолингвистика как наука окончательно сформировалась в середине ХХ века. По мнению одного из представителей американской социолингвистики Дж.Фишмана, изучение языка под социальным углом зрения на современном этапе характеризуется такими чертами, как: системность, строгая направленность сбора данных, количественно-статистический анализ фактов, тесное переплетение лингвистического и социологического аспектов исследования.
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКА Современная социолингвистика - это отрасль языкознания. Социолингвистика сегодня заимствует многие методы у социологов, (методы массовых обследований, анкетирования, устных опросов и интервью). Но: использование социологических методов применительно к задачам изучения языка; + на их основе вырабатываются собственные методические приемы работы с языковыми фактами и с носителями языка. Сегодня внимание социолингвистики обращено не на собственно язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, – от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!