Тема: Первичная и вторичная профилактика заболеваний Выполнила: Сейфолла Н.Н. Группа: 642 ВОП Проверила: Керимкулова А.С. Астана-2017 АО «Медицинский университет астана» Кафедра семейной и доказательной медицины
Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно- технические, гигиенические и социально- экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально- экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.
Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально- экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-профилактическими учреждениями.
Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию. Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико- социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года 89 О совершенствовании профилактических услуг в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико- санитарную помощь
В системе здравоохранении усиление профилактической медицины и борьба за здоровой образ жизни призваны обеспечить коренное преобразование модели здравоохранения по трем основным направлениям - сохранение здоровья, укрепление здоровья и развитие здоровья. В соответствии с реализацией Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на годы в первичном звене здравоохранения организованы Центры семейного здоровья: отделения профилактики и социально- психологической помощи, которые призваны оптимизировать деятельность медицинских работников по выявлению и предупреждению факторов риска.
Алгоритмы профилактической деятельности подразделены на пять разделов. Первый раздел посвящен пропаганде здорового образа жизни на уровне ПМСП. Второй раздел рассматривает профилактику поведенческих факторов риска. Третий и четвертый разделы включают профилактику некоторых заболеваний у взрослых и детей. Патронажному наблюдению беременных женщин и здоровых детей от 0 до 5 лет посвящен пятый раздел руководства.
Профилактическая деятельность учитывается во временных учетных формах по профилактике заболеваний с формированием отчетной формы «Паспорт территориального участка по медицинскому профилактическому обслуживанию прикрепленного населения». Индикаторы профилактической деятельности могут быть использованы для формирования стимулирующей составляющей 2-х компонентной методики финансирования ПМСП, что будет способствовать расширению профилактической помощи и снижению уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний.
Технологии формирования здорового образа жизни реализуются на всех этапах оказания профилактической помощи населению, т.е. при первичной и вторичной профилактике. К технологиям формирования здорового образа жизни на уровне ПМСП относятся: Технология оценки образа жизни с целью выявления поведенческих факторов риска, формирования групп риска: 1) опрос, обследование; 2) выездной патронаж; 3) определение групп риска.
2. Технология информирования населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях: На популяционном уровне: 1) привлечение населения к широкомасштабным акциям (месячникам, проведению Международных Дней по профилактике заболеваний и борьбе с факторами риска); 2) работа со средствами массовой информации; 3) распространение информационно- образовательных материалов.
На индивидуальном и групповом уровнях: 1) беседа; 2) лекция; 3) раздача информационно-образовательных материалов; 4) Интернет-связь, использование сервиса доставки коротких сообщений, телефонная связь. 3. Технология обучения населения навыкам здорового образа жизни и профилактики заболеваний на индивидуальном и групповом уровнях включает следующее: На индивидуальном уровне: Профилактическая консультация На групповом уровне: Организация школ здоровья для пациентов и лиц с факторами риска.
Методы формирования здорового образа жизни Опрос - метод диагностики, который заключается в выявлении привычек, модели поведения, условий формирования поведения с целью определения индивидуальных подходов к работе с пациентом. Длительность беседы - около 3 минут. Выездной патронаж - сбор объективной информации с целью оценки образа жизни пациента и среды его проживания. Обследование - дополнительные методы диагностики, применяемые для оценки количественных характеристик поведенческих факторов риска. Лекция - используется в организованных коллективах во время медицинских профилактических осмотров. Важно учитывать, что во время лекции усваивается только 5% информации. Поэтому во время лекции необходимо использовать другие методы (беседа, использование наглядных пособий, видеоматериалов, дискуссий). Продолжительность лекции - 20 минут, оптимальное число слушателей человек.
Профилактическая консультация (индивидуальная и групповая) - взаимное обсуждение медицинского работника и пациента/пациентов имеющихся проблем с выработкой конкретных рекомендаций по оздоровлению. Длительность консультации - 10 минут. Информационно-образовательные материалы. К этим средствам относятся буклеты, брошюры, памятки и т.д. о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Эффективность усвоения материала - 20%. В данном блоке также необходима работа со средствами массовой информации (телевидение, радио, печать) - использование метода пропаганды здорового образа жизни, характеризующегося широким охватом аудитории.
Школы здоровья, школы для лиц с факторами риска и пациентов - организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и члены их семей, лица с факторами риска, и др.) организуются в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: «коронарные клубы», «школы больных с сахарным диабетом», «школы больных астмой», «школы больных артериальной гипертонией» и пр.
Виды медицинских профилактических услуг согласно Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ) 10-го пересмотра: 1. Профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание) отдельных индивидуумов (класс XXI - Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения, Z30-Z31, Z71- Z73 МКБ-10). 2. Профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий (см. класс XXI, обращения в учреждения здравоохранения для медицинского осмотра и обследования, Z00-Z13, МКБ Иммунизация (вакцинопрофилактика) (класс XXI, потенциальная опасность для здоровья, связанная с инфекционными болезнями, Z20-Z29, МКБ-10). 4. Диспансеризация (диспансерное наблюдение и оздоровление). 5. Профилактические оздоровительные услуги (занятия различными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические медицинские услуги, массаж и др.).