Выполнила студентка группы ГО-16 Сидорова А.А.
Во многих учебных дисциплинах, связанных с проектированием и графическими построениями, с синтезом графических изображений – возникает необходимость векторизации растровых изображений. Для этой цели применяют автоматические, полуавтоматические и ручные векторизаторы. Но во всех случаях возникает задача оценки качества графических данных, полученных на основе векторизации.
В настоящее время во многих курсах по изучению и применению информационных систем входит как обязательная дисциплина по защите информации или по информационной безопасности. ГИС как типичная информационная система с одной стороны требует обеспечения информационной безопасности, с другой может служить инструментарием по анализу защищенности информационной системы и результатов этой защищенности.
Основу ГИС составляют автоматизированные картографические системы, а главными источниками информации служат различные геоизображения. Геоинформатика - наука, технология и производственная деятельность: по научному обоснованию, проектированию, созданию, эксплуатации и использованию географических информационных систем; по разработке геоинформационных технологий; по прикладным аспектам или приложениям ГИС для практических или геонаучных целей.
Основу блока ГИС-дисциплин составляют: 1. введение в ГИС; 2. базы данных; 3. компьютерная графика; 4. создание ГИС и 5. использование ГИС.
Применение ГИС позволяет активизировать ряд функций: наглядно-образную; воспитывающую; развивающую; информационную; пропагандирующую; а также формирование умений и навыков при работе с ГИС.
Применение школьных ГИС-технологий способствует формированию важнейших географических умений: читать информацию, заложенную в цифровых географических картах; осуществлять поиск географических объектов по заданным параметрам, например по названиям объектов; проводить измерения и расчеты по цифровым картам; переводить в процессе многократных упражнений умение определять географические координаты в навык; формировать пространственное мышление учащихся, демонстрируя изучаемые природные объекты в объемном трехмерном измерении; составлять собственные цифровые карты особенно по результатам наблюдений учащихся, например за состоянием погоды своей местности.
В изучении курсов школьной географии начинают применяться тематические цифровые электронные карты, сопровождающиеся звуковым сопровождением, кратким текстом, цифровыми таблицами, диаграммами, графиками, анимацией. Использование ГИС-технологий предоставляет целый ряд преимуществ, позволяя оперативно решать поставленные задачи, например, дать комплексную оценку геоэкологического состояния изучаемой территории, проследить динамику основных процессов, тенденцию их развития, оценить характер и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и др.
Использование ГИС - технологий по типам урока: (32% изучение нового материала, 7% совершенствование знаний и умений, 26% урок обобщения и систематизации, 7% на всех уроках, 14% комбинированные урока, 14% – контроль учета и оценки знаний).
Все опрошенные учителя сводятся к единому положительному мнению об использовании ТСО и в частности, ГИС, на уроках географии. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: 1. Использование ТСО и ГИС на уроках географии в настоящее время является неотъемлемой частью образовательного процесса. 2. Школы не имеют достаточного технического оснащения для использования ГИС на уроках географии. 3. Для учителей географии характерен недостаток знания особенностей и опыта работы с ГИС. 4. Использование ТСО и ГИС на уроках географии позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс и повысить мотивацию обучения учащихся. 5. Использование ГИС способствует развитию, наилучшему пониманию и применению на практике интегрированного подхода в учебном процессе.
Список источников: – Геоинформационные системы; сайт научно-практических конференций ученых и студентов; сайт использования геоинформационных систем на уроках географии; сайт географической информационной системы.