Архитектура в Бухарском ханстве в XVI в Шейбанидские правители старались благоустроить Бухару и ее окрестности. В годах было построено медресе Мир Араб, в годах мечеть Калян, в 1549 г. Абдулазизхан построил ханака и реконструировал мечеть Магоки Аттори, в 1559 г. торговые купола Токи Заргарон, Токи Саврофон, Токи Китобфурушон, ханака Хазрата Касымшайха в городе Кармана, в 1581 г. медресе Мадарихана и Ойпашша-айим, в 1580 г. медресе Гаукушан, в 1586 г. медресе Фатхулла Кушбеги, в 1585 г. ханака Файзабад, медресе Дустума, в г. медресе Абдуллахана, Тим, Чорсу. В Самарканде с именами Шейбанидов связанно множество строений. Так, начатое еще Шайбаниханом в годах построено медресе Шайбанихана и Абдурахима Садра, в Ташкенте медресе Баракхана, в 1582 г. близ города Кармана был построен мост через реку Зарафшан. Высоко оценивались историками старания Абдуллахана по благоустройству края. При нем благодаря усилению центральной власти велись крупные строительные работы. При Абдуллахане построено более 1000 рабат (постоялый двор) и сардоб (вырытый в земле резервуар с водой), множество медресе, мечетей, мостов, водохранилищ. В Бухаре был создан обширный центр торговли.
Медресе Мири Араб (узб. Mir-i Arab mаdrаsasi, перс. مدرسهٔ میر عرب Madrasa-ye mir-e arab) исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение XVI века в Бухаре (Узбекистан). Часть архитектурного ансамбля Пои Калян. В 1993 году в числе других достопримечательностей Бухары внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Узбекистане.узб.перс.Бухаре Узбекистанансамбля Пои Калян Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Узбекистане
Арк (тадж. Арк, узб. Ark) это древняя цитадель в Бухаре (современный Узбекистан), оплот последних эмиров. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. На одной из стен Арка некогда висела большая кожаная плеть (камча) символ власти в Бухарском Эмирате.тадж.узб.цитадель БухареУзбекистанэмиров Регистанплеть (камча)Бухарском Эмирате
Английский посол Антони Дженкинсон, приехавший в Бухару, писал: Бухара огромный город, в нем множество кирпичных зданий и грандиозных строений. Бани построены так искусно, что нет аналогов в мире.
Архитектура Хивинского ханства в XVIII - XIX вв. В конце XVIII в. при правлении Мухаммада Амина была установлена политическая стабильность. Это положительно отразилось на жизни Хивы. Так, в 1782 году закончилась ее перестройка. Кроме перестроек велись работы по строительству новых архитектурных сооружений. К примеру, в 1765 году было построено медресе Шергазихана и Мухаммада Амина. В начале XIX в. столица Хивинского ханства превратилась в крупную строительную площадь. По указу хана закончилось строительство караван- сарая, крытого рынка и в 1834 г. медресе Аллакулихана. В 1842 г. под руководством Мухаммада Якуба закончилось строительство стены и ворот города-крепости, протяженность окружавшей город стены составила 6 км. В итоге 2 дворца хана, находившихся за городом, были также обнесены этой стеной. С тех пор эта часть территории города стала называться (Дишан-кала) "Внешний город" (крепость). Часть Хивы, окруженная крепостной стеной, называлась "Ичан-кала" "Внутренний город". В первой половине XIX в. в Хиве существовало 2 ханских дворца, 17 мечетей, 22 медресе. Ичан-кала считается крупным и бесценным памятником архитектуры Средней Азии. Он известен как город тысячи куполов. Ичан-кала является внутренней крепостью (Шахристан) города Хивы
Ича́н-Кала́ (узб. Ichan Qa'la) окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы в Узбекистане, ставший первым памятником Всемирного наследия в Средней Азии. Возведённые на протяжении столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к XIV веку) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван- сараи и бани превратили Ичан-Калу в уникальный город-памятник.узб.Хивы УзбекистанеВсемирного наследия Средней Азиимечетимедресемавзолеиминаретыкараван- сараи бани
Искусство и архитектура в Кокандском ханстве в XVIII первой половине XIX вв В Коканде постоянно развивалась архитектура. Из Бухары была приглашена группа строителей и с их помощью было построено много зданий медресе, мечетей, мавзолеев, караван-сараев, мостов и других объектов. Известное медресе Нарбутабия Мир, ансамбль Дахмаи Джахун, мавзолеи Нарбутабия и Мадарихана сейчас охраняются государством. Умархан завоевал Туркестан и его окрестности от Арала до Еттису, построил крепости Акмачит (Кизил Орда), Авлияота (Джамбул), Пишпак (Бишкек). Было построено много зданий в Коканде и других городах. К ним относятся: медресе Нарбутабия (1798), медресе Мадалихана, медресе Камол-кази (1820), Тункотар, Хаккули-мингбоши (1825), Миян-хазрат, Махларойим, Хаким-тура (1795), Ханходжа эштон (1789), Бузрукходжа (1801), Пирмухаммад-ясовул (1802), Ходжабек (1805), Охунд-девонбеги (1805), Мингойим (1802), Джами (1817). В первой половине XIX века и в Ташкенте также широко велась работа по строительству прочных архитектурно-религиозных объектов и ремонту старых. Были отреставрированы медресе Баракхана и Кукельдаш. Архитектурный ансамбль шейха Хавонду Тохура принял вид, который сохранился и сегодня. Для Зайниддина-бобо был построен новый мавзолей. Из-за разрушения резиденции Юнусходжи Старой Урды был построен новый центр Кокандская урда.
Жемчужина Коканда - дворец последнего правителя Кокандского ханства Худояр-хана – Урда. Великолепный дворцовый комплекс, построенный в 1871 году, ошеломляет величием. Здание дворца построено в традициях среднеазиатского зодчества с высоким порталом посередине, украшенным большой входной аркой и четырьмя минаретами: два из них стоят по обеим сторонам портала, два заканчивают фасад с юга и севера.
Ярким образцом мастерства кокандских зодчих и мастеров- умельцев является медресе Норбута-Бия. Построенное в конце XVIII века на площади Чорсу, оно было крупнейшим религиозным центром города. А в ХIХ веке самым большим центром знаний в Коканде.
В Коканде было развито искусство каллиграфии и архитектура. Своим искусством каллиграфии запечатлели себя Мухаммад Латиф, Мирзо Шариф Дабир, Абулгазиходжа. Снятие копий с книг осуществлялось так искусно, что в ханстве стало обычаем дарить послам иностранных государств скопированные таким образом книги.