Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия
В условиях экологического кризиса становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания учащихся в соответствии с потребностями личности и общества. Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия учителя и учащихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих восприятие действительности с позиции экологически культурной личности.
Формы воспитания это те конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады).
Используются с целью воспитания экологического сознания в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально- поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников.
1. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ: (УБЕЖДЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ, ПРИМЕР) 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: (ПЕРЕЖИВАНИЕ, САМОАНАЛИЗ, ОСОЗНАНИЕ) 3. МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ: (ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, ТРЕНИНГИ И ДР.) Некоторые исследователи выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:
Принципы экологического воспитания. 1)Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса 2) Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей 3)Гармонизация личных и общественных интересах 4)Связь воспитания с жизнью современным уровнем социально-политического и культурного развития общества. 5) Воспитание личности в коллективе.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Также методами воспитательной работы могут выступать: 1. Устное изложение материала учителем как метод обучения. К нему относятся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа. Их называют вербальными (устные, словесные).
2. Беседа как метод воспитания. Суть метода в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, эстетического восприятия окружающей жизни и искусства
Заключение Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. Важным условием прочного усвоения студентами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование основных дидактических принципов на процесс экологического образования и воспитания.
Литература: 1. Белоусова О. А. Некоторые аспекты воспитания экологической культуры будущего специалиста. 2. Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999). // Интернет-журнал «Ecologylife.ru».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ