Алексеева Викентия 2 курс ПО ИВ 21-16
Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.
Петр увидел диковинную сосну:в ствол вросла полукольцом ветка, похожая на дужку амбарного замка. Царь велел дерево срубить, часть ствола с вросшей веткой сохранить, а на месте дерева построить здание для будущего кабинета редкостей.
В указах Петра I 1718 г. предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно». Кунсткамера построена в стиле петровского барокко. Архитекторы - Г. Маттарнови, Н. Гербель и Г. Киавери, М. Земцов
Здание является символом и логотипом Российской академии наук Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.
В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно- исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР) В годы Второй мировой войны Музей стал Ленинградской частью Московского головного подразделения. В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением В 2014 г. Кунсткамера праздновала 300-летие.
Экспозиция рассказывает о быте и культуре народов Индии и сопредельных стран. Археологические находки, представленные на ней, позволяют заглянуть в историю древнеиндийских культур начиная с палеолита. Центральное место отведено индийскому текстилю хлопчатобумажным, шелковым и шерстяным тканям, образцам набоек и штампам для них, парче. В коллекциях Музея достаточно полно представлены одежда и украшения народов Индостана. Привлекают внимание и изделия из металла: оружие и доспехи, сосуды и утварь. Они отличаются тонкой ювелирной работой, украшены гравировкой, чеканкой, инкрустацией, эмалью, узорами, выполненными в технике прорезной эмали. К уникальным экспонатам относится портик XVIII века дворца маратхских правителей из города Насик.
На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев, коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка. Макеты традиционного жилища дают представление о функциональности и эстетике японского дома. Широко представлены произведения японских ремесленников. Интересны экспонаты, относящиеся к традиционным праздникам мальчиков и девочек, образцы традиционной одежды, принадлежности чайной церемонии, маски и другие атрибуты японского театра (но, кабуки, кагура), предметы культа основных для Японии религий синтоизма и буддизма. Большую ценность имеет собрание старинных доспехов и холодного оружия самураев. Экспонируются также коллекции по культуре айнов, потомков древнейшего населения японского архипелага.
Китайские коллекции являются одним из наиболее ранних и полных этнографических собраний МАЭ РАН. Музей гордится коллекцией художественных изделий XVIII-XIX вв. и собранием китайского фарфора. Китайские мастера достигли совершенства в резьбе по слоновой кости, лаку, камню и дереву. Коллекции одежды знакомят с особенностями костюма различных социальных слоев китайского общества, народов многонационального Китая. Широко представлены предметы культов и погребального обряда, дающие представление о многообразии религиозных учений населения этой страны.
Готторпский глобус – дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 г. и в 1726 г. установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры Академии наук. В 1747 г. глобус пострадал во время пожара в Кунсткамере. Глобус был восстановлен Вновь созданный Большой Академический глобус повторяет размеры сгоревшего Готторпского глобуса, воспроизводит действующий механизм вращения, астрономию с картой звездного неба внутри. Географическая карта с внешней стороны глобуса отображает географические представления русских ученых второй половины XVIII. Диаметр глобуса составляет 3,1 м.
В башне Кунсткамеры в XVIII веке велись наблюдения над звездным небом, работали службы времени и картографии. Побывав здесь, посетитель Музея увидит разнообразный научный инструментарий, измерительные приборы, сложные по конструкции астролябии, изящные часовые механизмы, подзорные трубы и телескопы. Наблюдения велись в здании Кунсткамеры до завершения строительства в 1839 году Пулковской обсерватории. На экспозиции воспроизведено рабочее место астронома XVIII века. Большая раздвижная зрительная труба один из немногих сохранившихся инструментов М. В. Ломоносова. С ее помощью он наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца в 1763 году.
Директор Музея этнограф, теоретик движения в антропологии, режиссер-документалист; член-корреспондент РАН, профессор, доктор исторических наук, президент Российского фестиваля антропологических фильмов.