Баллады Василия Андреевича Жуковского
Прокомментируйте ключевые слова к биографии писателя. Поэт-романтик Поэт-романтик наставник детей царя Николая Iнаставник детей царя Николая I баллады переводчик доброта и отзывчивость доброта и отзывчивость Прочитайте статью на с. 38 и дополните список ключевых слов.Прочитайте статью на с. 38 и дополните список ключевых слов.
О.Кипренский. Портрет Жуковского В.А.
К. Брюллов. Портрет Жуковского В.А.
Что такое баллада? Баллада – лироэпическое произведение в стихах, в котором автор, кроме сюжета, передаёт свои чувства и переживания. Для баллады характерны: историческое, героическое или фантастическое содержание; трагический сюжет; сочувствие автора героям; диалог (в развитии сюжета); романтический (необычный) пейзаж.
Послушайте балладу «Светлана». Баллада ли это? Прозаическая или стихотворная форма?Прозаическая или стихотворная форма? Есть сюжет? (т.е. можно ли пересказать?)Есть сюжет? (т.е. можно ли пересказать?) Трагичен ли сюжет?Трагичен ли сюжет? Понятны ли читателю чувства автора?Понятны ли читателю чувства автора? Есть ли диалог? (Может, он подразумевается?)Есть ли диалог? (Может, он подразумевается?) Чем необычен пейзаж?Чем необычен пейзаж?
Вся баллада пронизана романтическими мотивами. Найдите в тексте: Мотив одиночества, брошенности, отвергнутости. 3-я строфа: «в грусти одинокой»; 5-я строфа: «одна к зеркалу садится»; 9-я строфа: «в сторонке Божий храм виден одинокий»; 11-я строфа: «одинокая, впотьмах, брошена от друга». Мотив странничества, разлуки, неразделенной любви. 3-я строфа: «Милый друг далеко…Год промчался – вести нет; Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?» Мотив смерти, мистика. 2-я строфа: в песне девушек предрекается смерть; 9-я строфа: «на средине черный гроб»; 12-я строфа: «В избушке гроб; накрыт белою западной…»; 14-я и 15-я строфы: оживший мертвец. Романтический пейзаж. Настроение героини передается через пейзаж, который либо соответствует чувствам Светланы (2-я строфа), либо контрастирует с ними, усиливая подавленность героини (16-я и 17-я строфы). Кроме того, пейзаж помогает создать романтическую обстановку – во сне Светланы (8- я, 10-я и 11-я строфы).
Романтический колорит создается следующими приемами и средствами: Употребление лексики, обозначающей чувства Создание атмосферы таинственности, Быстрое развитие действия, движение Символичность образов. Создание романтического портрета героя. Антитеза. Найдите примеры в тексте.
Романтический колорит создается следующими приемами и средствами: Употребление лексики, обозначающей чувства Употребление лексики, обозначающей чувства (т.к. романтиков в первую очередь интересовало внутреннее состояние героя, внутренний мир человека). 5-я строфа: «с тайной робостью она в зеркало глядится», «робость в ней волнует грудь, страшно ей назад взглянуть, страх туманит очи…»; 12-я строфа: «входит с трепетом, в слезах»; 17-я строфа: «села (тяжко ноет грудь)».
Романтический колорит создается следующими приемами и средствами: Создание атмосферы таинственности, загадочности Создание атмосферы таинственности, загадочности. 4-я, 5-я и 6-я строфы: описание гадания с зеркалом, ожидание; 13-я строфа: Светлана в избушке – «Все в глубоком, мертвом сне, страшное молчанье…». Быстрое развитие действия, движение Быстрое развитие действия, движение (сон Светланы, смена настроения, переход от сна к яви: ночные страшные приключения оказываются лишь кошмарным сном).
Романтический колорит создается следующими приемами и средствами: Символичность образов Символичность образов: символичен пейзаж во сне Светланы; 10 я строфа: «черный вран» - предсказание несчастья, «брезжит в поле огонек» - огонек надежды. Кроме языческой символики используется и христианская: 13-я строфа «белоснежный голубок» - символ чистоты, христианской души (ангел), это и свидетельство чистоты самой Светланы (имя также неслучайно, символично: Светлана – светлая душой). Создание романтического портрета героя Создание романтического портрета героя. 8-я строфа: «Он глядит на лунный свет, бледен и унылый».
Романтический колорит создается следующими приемами и средствами: Антитеза.Антитеза. В композиции: сон – явь; печаль героини в начале – радость в конце произведения; мрачный вечерний (ночной) пейзаж в начале баллады и во сне героини – радостный утренний пейзаж в конце. В образах: мертвец (зло, тьма, смерть) – голубок и сама Светлана (добро, свет, жизнь). В лексике: «лунный свет» - «луч денницы», стар – млад, ночь – день и т.д.