Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Работа по развитию речи с детьми 3-4 лет заключается : Воспитание звуковой культуры речи: учить правильно и четко произносить все гласные звуки, согласные м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, з, ц. Развивать артикуляционный аппарат и готовить его к правильному произношению шипящих звуков. Формировать четкое произношение слов, умение вслушиваться в их звучание, слышать отдельные звуки в словах, развивать слуховое восприятие. Знакомить с терминами «слово» и «звук» Формирование грамматического строя речи: Учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая отдельные трудные формы слов (лошадок, ленточек) в играх с предметами и картинками, упражнять в правильном согласовании слов в роде, числе, падеже, понимании и употреблении предлогов. Словарная работа: На основе расширения представлений и знаний увеличивать запас слов. Вводить в словарь детей слова, обозначающие качества и свойства предметов. При рассматривании картин, игрушек, предметов домашнего обихода учить детей правильно называть все действия, предметы и явления, их признаки, качества. Формировать понимание и употребление обобщающих слов. Развитие связной речи: Учить детей слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы; воспроизводить хорошо знакомые сказки и короткие рассказы; отвечать на вопросы по содержанию картины и при описании игрушки; составлять короткие рассказы по ним.
Актуальность выбранной темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо. Интерес к потешкам, загадкам, сказкам мы заметили у детей нашей группы в начале учебного года и решили, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Устное народное творчество Режимные моменты Прогулки На всех занятиях Театральная деятельность Совместная работа с родителями Свободная игровая деятельность
Повысить уровень речевой активности у детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Задачи: ЦЕЛЬ: Знакомить детей с устным народным творчеством казахского и русского народа, побуждать к слушанию и запоминанию художественных произведений, отгадыванию загадок, принимать участие в драматизации сказок. развивать дикцию на основе чтения и заучивания потешек, скороговорок, чистоговорок, считалок и стихов; -тренировать четкое произношение согласных в конце слова; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; Обогащать словарный запас, развивать правильную связную речь, культуру речи, совершенствовать грамматический строй речи
Задачи прослеживаются в областях: Познание Коммуника ция Социум Здоровье Творчество
1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности. 2. Активизация словаря. 3. Использование устного народного творчества в формировании произношения, лексико- грамматических категорий. 4. Уточнение значений слов. 5. Практическое овладение всеми формами словоизменения и способами словообразования. 6. Сознательное использование усвоенного материала в активной речи детей с помощью специально направленных на это упражнений. Работа проводится по следующим направлениям:
Фольклорный центр
- рассказывание сказок, пересказ сказок; -заучивание потешек и поговорок, пословиц и скороговорок; -рассматривание иллюстраций известных художников к народным сказкам; -обогащение и активизация активного словаря детей посредством казахского и русского фольклора; -проведение национальных праздников; - инсценирование сказок, так как связная речь это важная составляющая общего познавательного развития детей. Работа по формированию лексико- грамматических средств языка направлена на:
Детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством разовьет у детей познавательный интерес к познанию народной культуры. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова. Вывод:
Назарларыңызға рахмет!! Спасибо за внимание!!!