Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление.
Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия
Восприятие – это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира.
визуалы следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей. аудиалы кинестетики
Самый тупой карандаш всегда лучше острой памяти а у визуалов она плохо работает без образного, записанного на бумаге подкрепления.
Слово «мнемотехника» означает – техника запоминания. В переводе с греческого искусство запоминания. Это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника используется для решения следующих задач: -развитие связной и диалогической речи у детей; -развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи; -обучение детей правильному звукопроизношению; -развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; -развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной).
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
Одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в предложения.
Мнемотаблица Это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Стихотворение
Составление описательного рассказа овощи и фрукты по схеме Рассказывание сказок используя мнемоквадраты, мнемодорожки Разучивание стихотворений Составление рассказов Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.
Дома Мышка, дома Зайчик. Только Мишки дома нет! Ведь Медведь большой, ты знаешь! В варежку ему не влезть!