Развитие скульптуры во второй половине 19-ого века ПАНОВ МАТВЕЙ 8Б
Вторая половина 19-ого века отмечена рассветом русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Суть монументального образа в скульптуре заключается в том, что он стремится к выражению положительного идеала в жизни, к образу большого общественного, социального звучания. Монумент, как правило, должен быть посвящён прогрессивному герою или значительному историческому событию в жизни народа. Создание монумента дело во многом трудоёмкое и дорогое, требующее коллективных усилий. Таким образом, самый важный жанр пластики, монументальный, развивался в русле господствующего вкуса императорской фамилии, и не дозволял экспериментов, например, на социальную тематику.
Марк Матвеевич Антокольский крупнейший мастер русской реалистической скульптуры 2-й половины XIX века. В 1875 году он закончил скульптурную композицию «Иван Грозный». Антокольскому удалось предать сложный характер русского царя: его силу, властность, усталость и жестокость. В судорожном жесте пальцев правой руки передан весь трагизм и муки Ивана Грозного. Помимо Ивана Грозного, скульптор также создал серию исторических портретов: Петр I, Ярослав Мудрый, Ермак. Способность к раскрытию внутреннего содержания образа, умение показать сложную работу мысли высоко ценились передвижниками, и именно это обеспечило Антокольскому видное место в их рядах. Скульптура Иван Грозный (1875 г.)
Михаил Осипович Микешин – русский художник и скульптор, автор выдающихся памятников. В одном из таких, в Новгороде –Тысячелетие России, он изобразил 129 скульптурных фигур. В их число входили видные государственные деятели и герои Отечества. Его создание стало значительным событием в культурной жизни России того времени. Этот памятник приобрел большую популярность и любовь зрителей и, несмотря на присущие ему композиционные недостатки, прочно вошёл в историю русского монументального искусства. Также, в его работы входят памятники Екатерине II, Лермонтову, Ермаку и Богдану Хмельницкому. Памятник Тысячелетие России (1862 г.)
Творчество Александра Опекушина одно из крупных явлений русской скульптуры этого периода. В конце 1860-х он много работает в жанре портрета. Крупнейший и наиболее значительный монумент того времени – Памятник Пушкину в Москве. Его создание стало важнейшим событием культурной жизни России. Памятник отличается строгостью композиции, значительностью фигуры, сдержанностью чувств модели, убедительной портретной характеристикой, выразительностью, что выделяет его из ряда многих монументов, возникших в русском искусстве той поры. Опекушин, также участвует в создании некоторых памятников, таких как Тысячелетие России и памятник Екатерине II. Памятник Пушкину в Москве (1880 г.)