Научный стиль
Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература..
Черты научного стиля: Логичность изложения Точность Отвлеченность и обобщенность Объективность Терминированность речи Лаконичность в выражении мыслей Строгая нормированность
Подстили научного стиля: 1) Собственно научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии. 2) Научно – популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией) 3) Научно – учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия)
Лексические особенности: Употребление слов в их прямом значении; Отсутствие образных средств 6 эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол; Широкое использование абстрактной лексики и терминов. Три пласта слов: 1)Общеупотребительные (он, пять, в, белый, идет и т. д.) 2)Общенаучные (величина, скорость, деталь, энергия и т. д.) 3)Узкоспециальные, т. е. термины той или иной науки. Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно – политическое понятие.
Морфологические особенности научного стиля речи: Редкое использование глаголов в 1-м и 2-м лице ед. числа. Глаголы в н.в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка. В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение. Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.
Синтаксические особенности научного стиля речи: Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения; Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета; Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста; Преобладает прямой порядок слов; Используются цепочки род. падежей ( присоединение к одному сущ-ому второго в род. падеже, ко второму – третьего); Практически отсутствуют обороты разговорной речи.
НАУЧН-УЧЕБНЫЙ ПОДСТИЛЬ Работы в данном стиле адресованы учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Пример: «Ботаника наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова бутане, что значит зелень, трава, растение. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)»