По определению ООН, устойчивое развитие -- это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами -- гармоничное развитие производства, человека и окружающей среды. В ряде определений устойчивого развития акцент делается на не превышении предельно допустимых уровней антропогенного воздействия на экосистемы. Возможно, поэтому многие первые белорусские проекты Местных повесток-21 были направлены на решение конкретных локальных экологических проблем. «Устойчивое развитие невозможно в рамках отдельного государства или населенного пункта. Только совместными усилиями можно построить общество, основанное на принципах устойчивого развития», сказала на презентации проекта руководитель Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии доктор Астрид Зам. Она также отметила, что в рамках научного кафе представлены результаты международного проекта «Планы устойчивого развития для школ» и проекта «Местные повестки-21 в школах», которые реализуются при поддержке Минского международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау. Проекты школ в области устойчивого развития это общественные инициативы, которые сейчас поддерживает Минский международный образовательный центр в рамках Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии. Проекты направлены на решение проблем в социальной сфере, образовании, энергетике, экологии и на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Состояние экологической обстановки на планете требует энергичных международных усилий, объединения всего человечества для защиты жизни. Поиск альтернатив целей развития человечества, осуществленный во второй половине ХХ в., привел к следующим выводам: развитие следует рассматривать как комплексный процесс, в котором социальные и экологические компоненты ставятся выше любых экономических целей; не существует ни одной известной физической или технической причины, по которой основные потребности населения планеты не могли бы быть удовлетворены в обозримом будущем. Эти потребности не удовлетворяются в настоящее время из-за проблем, связанных с социально- политическими структурами, ценностями, нормами и мировоззрениями, а не из-за абсолютной нехватки природных ресурсов; не существует технических ответов на этические вопросы; необходим пересмотр всей теории и практики развития человечества с акцентом на этические ценности; глобальной проблемой планетарного процесса, в том числе экологического, является проблема кризиса человека.
Именно господство технократического мышления сознания людей порождает социальные конфликты и экологические проблемы. Осознание угрозы глобальной катастрофы и развитие гуманитарных наук привели мировое сообщество к выводу, что ему следует пересмотреть устоявшиеся ценности и сменить парадигму развития.
Сегодня важно принять в качестве основы планетарного развития идею академика В.И. Вернадского о согласованном, гармоничном развитии глобальной системы «человек – природа – общество». Для обеспечения сохранения гармонии человека, природы и общества необходимо заменить созерцательное (натуралистическое) потребительское отношение человека к миру практическим. Человек с потребительской позиции наблюдает (изучает) мир с целью выяснения его полезности, возможности использования. Понятие полезности описывает весь мир, окружающий человека, как средство достижения его целей. Человеку с потребительским отношением к природе и окружающим его людям свойственно высказывание: «Для достижения целей все средства хороши».
Поскольку цели такого человека эгоистичны, он стремится подчинить окружающий его мир своим неограниченным потребностям, не заботясь ни о сохранении природы, ни о людях, ни о будущих поколениях. Принятая в 1992 г. Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де- Жанейро Концепция устойчивого развития реализуется на основе комплексного решения социальных, экономических, экологических проблем с учетом интересов государства и общественности.
Стратегическим планом действий человечества по реализации идей Концепции устойчивого развития является принятый данной конференцией международный документ « Повестка дня на 21 век», условиями реализации которого являются участие каждого человека в обеспечении качества жизни нынешних и будущих поколений и партнерство жителей планеты для достижения целей устойчивого развития. Если действия всех партнеров в области развития дополняют работу друг друга, то комплексная программа развития в планетарном масштабе может быть реализована наилучшим образом.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ Белорусско-немецкий проект «Местные повестки 21 в школе» – это совместный проект Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (АПО), Минского международного образовательного центра (ММОЦ), Общественного объединения «Белорусский Комитет «Дети Чернобыля» (БКДЧ) и Международного образовательного центра Дортмунда (ФРГ). Школа является одним из ключевых социальных институтов местного сообщества, влияющим на окружающую среду и способствующим распространению среди всех жителей регионов идей Хартии Земли – этического кодекса жизни человечества в эпоху устойчивого развития. На реализацию принципов устойчивого развития и повышение качества жизни школьного сообщества нацелена разработка школьной Местной Повестки.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ Школьная Повестка-21 создает прочный фундамент не только для эколого- ориентированной работы школы, но и позволяет координировать отдельные мероприятия, акции, различные формы совместной работы как самих учащихся, так и учителей, социальных педагогов, школьных психологов, представителей администрации школы, членов родительского комитета, и, что особенно важно, представителей региональной администрации (местных советов и населения). Таким образом складывается единая открытая воспитательная система, которая позволяет решать важнейшие задачи школьного сообщества: формирование активной граждански позиции его членов, выработку навыков здорового образа жизни, формирование социально-экологической культуры и ответственности, реализацию общегосударственной программы по энергосбережению, воспитание трудолюбия и уважения к труду и т.д.
Деятельность учреждения образования в интересах УР начинается с создания МП 21 - такой Программы, которая объединит учителей, учеников, персонал, родителей, внешних партнеров для совместной работы по использованию школы и сопредельной территории для содействия образованию в интересах УР и продвижению в жизнь сообщества здоровых, экологически целесообразных практик.
МП- 21- это: практическое средство реализации концепции устойчивого развития страны в целом; программа действий любого местного сообщества по переходу к устойчивому развитию; процесс изменений, который ведет к достижению устойчивого развития на местном уровне Местная повестка 21 должна соответствовать следующим требованиям: быть опубликованным документом, кратким, ясным и общедоступным; определять главные проблемы и цели устойчивого развития в разных областях; рассматривать экономические, социальные и экологические нужды в комплексе В этой связи школьные местные повестки - одно из самых значимых направлений в движении за устойчивое развитие, в рамках которого реализуются проекты социального, экологического и экономического направления.
Участие в проекте предполагает организацию работы школ как инициативных центров устойчивого развития регионов, реорганизацию их деятельности на основе идей Хартии Земли и Программы «Местная Повестка 21», проведение семинаров и тренингов, получение оперативной научно- образовательной поддержки, включение в процессы международного сотрудничества.
Зачем нам проект «Школьная Местная повестка-21» ? Для того, чтобы наша школа стала социально-активной и приняла практическое участие в решении глобальных проблем человечества во имя жизни и устойчивого развития.
Зачем мне нужна Школьная Местная Повестка - 21? Школьная Местная Повестка 21 пытается улучшить нашу жизнь в плане более гармоничного развития. В наше время люди очень, не побоюсь этого слова, скупы. Людей волнует то, какого экономическое развитие человечества даже вопреки тому, что человек может по достижению экономического блага навредить природе. ШМП 21 пытается внушить людям, что их духовное и физическое развитие более важно, нежели их безнравственность и скупость! Шадрин Виктор, 7 «Г» класс ГУО «СОШ 196 г. Минска»