Презентация на тему: «Требования к культуре речи воспитателя». Подготовила : воспитатель Калинина О.В. МБДУ д/с «Золотой ключик» г.
Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен. Дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик всё является образцом для детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.
Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь? В практике воспитатели нередко допускают ошибки при повседневном общении с детьми: «Катя, надень куклу» или «Одень на куклу платье». Иногда употребляет педагогические, непонятные детям термины: Сейчас будем заниматься дидактическими играми. Нередко взрослый допускает ненужную авторитарность в обращении к детям: Вова, я тебя сейчас удалю из группы. Или: Люба, мне не нравится, как ты сидишь. Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
Какие же требования предъявляются к речи воспитателя? 1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям, должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире. Чем меньше ребенок, тем проще синтаксическая структура обращенной к нему речи. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. 2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: Возьми со старшей группы» « Не ложь сюда». Сложь скатерти и положь их на место. Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь.
3. Речь воспитателя должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора. Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса у дошкольников еще недостаточно сформированы, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более девяти слогов, что соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения.
Однако поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы, помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется изменением громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций.
4. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения: -при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании; -обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении; Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов, слов – паразитов. Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек
5. Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию. А также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки. Наряду с требованиями к образцу речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям. 1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети. 2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить. 3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. В заключение следует сказать, что правильной речи человек обучается всю жизнь. Каждому ребенку мы должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.
Спасибо за внимание!