Младенчество
Младенческий возраст этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа : 1) новорожденность ( первый месяц жизни ), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми ; 2) первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно – личностное общение с взрослым ; 3) второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно – манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребенка.
O Этап новорожденности охватывает 1- й мес. жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному ( или ситуативно - личностному ) общению со взрослыми.
1-е полугодие жизни этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интерес ек окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап во 2-е полугодие.
Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности. Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. ( Госпитализм, Дефицит общения.) При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка).Госпитализм Дефицит общения
O Госпитализм (лат. hospitaliers гостеприимный) нарушение психического развития (глубокая психическая и физическая отсталость), обусловленное дефицитом общения с взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движениям (раскачивание тела). Представляет собой последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у мало эмоциональных, холодных матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания. Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто–то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение депрессии зависимости.
Этап Ведущие реакции и изменения Значение для дальнейшего развития ребенка От рождения до 2,5-3 месяцев Зритель ные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширя ют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движения. Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физио логические процессы ( дыхание, кровообращение, пищеварение ), повышается общая активность. От 2,5-3 до 5-6 месяцев Движения руки, формирует - ся хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами. Устанавли - ваются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи. Все это служит предпосылкой устойчивого эмоционально - поло жительного состояния, появления привязанности к взрослым, формирования в дальнейшем разнообразных предметных дейст вий и основных движений. От 5-6 до 9-10 месяцев Возникновение ползания, совершенствование лепета, развитие понимания речи окружающих взрослых. Нужно стремиться к тому, чтобы, до того как ребенок нач нет садиться, он научился ползать на четвереньках, вставать на ножки, переступать. Эти движения укрепят его костно - мышечную систему. Ребенок, овладевший этими движениями, физи чески окрепший, в позе сидя не будет сутулиться. От 9-10 месяцев до 1 года Умения самостоя тельно ходить, целенаправленно заниматься с игрушками, подражать действиям и речи взрослого. Самостоятельная ходьба освобождает руки ре бенка, что создает благоприятные условия для расширения дея тельности с пред - метами, увеличивает возможности ознакомле ния с окружающим. Своевременное обучение малыша ходьбе необходимо для его нормального физического и умственного раз вития.
Итак, ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторное-манипулятивные действия. Важным новообразованием этого возраста является формирование у ребенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на психическое развитие малыша.