Понятие «Натюрморт». Основы композиции. 1. Основные законы композиции. 2. Правила композиции. 3. Средства композиции. Особенности ведения тонового рисунка. Этапы рисования натюрморта. 1. Первый этап. 2. Второй этап. 3. Третий этап. 4. Четвертый этап.
Натюрморт (фр. nature morte «мёртвая природа») изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XVXVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Якоб де Гейн
Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. В. Калф.
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов. Оглавление
Основы композиции. Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это строение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения. Оглавление
Основные законы композиции. -Целостность -Контраст -Новизна -Подчиненность -Жизненность -Воздействие Оглавление
Правила композиции. -Ритм -Сюжетно-композиционный центр -Симметрия и Асимметрия -Параллельность -Расположение главного на втором плане Оглавление
Средства композиции. -Линия -Штрих -Пятно -Линейная перспектива -Воздушная и цветовая перспективы -Светотень Оглавление
Особенности ведения тонового рисунка. 1. Решая рисунок в тоне, надо сразу находить соотношение самого темного и самого светлого и развивать работу, опираясь на контраст между самым светлым и самым темным. 2. Живость впечатления в рисунке достигается только соотношениями тонов. 3. Важно точно определить общий тон картины. В картине так же, как и в музыке, всегда присутствует определенная тональность. Оглавление
Этапы рисования натюрморта. 1. Первый этап. Композиционное размещение рисунка на листе. Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций. 2. Второй этап. Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. 3. Третий этап. Выявление объемности предметов с помощью светотени. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном. 4. Четвертый этап. На завершающем этапе, когда рисунок в основном закончен, обобщаем все его части. Сравнивая рисунок с натурой, необходимо отказаться от излишней детализации, добиться цельности и выразительности, обобщая второстепенные детали и задние планы. ! Оглавление
1. Этап. Оглавление
2. Этап. Оглавление
3. Этап Оглавление
4. Этап Оглавление
Важно! ! Продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги. Сделать несколько вариантов композиционного решения, разместив изображение в разных форматах. Наиболее выразительное композиционное решение перенести на основной лист. ! Выделить композиционный центр ! Скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону.